Чердынь – старейший город на Урале. Его первое упоминание в письменных источниках относится к середине 15 века. Как долго город существовал до этого, точно не известно. Но не вызывает сомнений, что жизнь в этих местах кипела уже очень давно.
Клады, которые находят в окрестностях Чердыни, содержат самые неожиданные предметы. Например, откуда-то здесь – на севере Пермского края – взялись персидские серебряные блюда 7 века. Но если вспомнить, как высоко в древности ценились меха, привозимые с Севера, такие находки не кажутся фантастикой. Чердынь стоит на семи холмах над рекой Колвой, Колва впадает в Вишеру, Вишера – в Каму, а оттуда и до Каспийского моря рукою подать.
В средневековье Чердынь была одним из центров страны, которую европейские географы называли Биармия, а русские – Пермь Великая. Эта страна была населена коми-зырянами, коми-пермяками и манси. Её главные сокровища – пушной зверь и серебро. Первыми из русских пришли сюда новгородцы. Во второй половине 15 века Пермь Великая вошла в состав Московского государства. А Чердынь стала очагом христианского просвещения в языческом крае.
В современной Чердыни с населением всего в пять тысяч человек жизнь идёт тихо, неспешно и по порядку. Но напоминания о бурной истории расположены тут повсюду. Практически из любой точки видна гора Полюд, возвышающаяся над таежной равниной. По легенде Полюдом звали богатыря, разжигавшего сигнальный костёр, чтобы предупредить чердынцев о приближении неприятельских войск. Многое помнят православные храмы города.
Чердынский кремль, возвышавшийся над крутым берегом Колвы, не сохранился до наших дней. Но рядом с местом, где проходили укрепления, стоит Успенская церковь. Когда-то она была главным храмом женского монастыря. Поблизости от церкви – часовня во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Под часовней нашли покой 85 чердынских воинов. В 1547 году они ценой своих жизней остановили набег Ногайской Орды в сражении на льду реки Вишеры. На памятной плите участники событий пятисотлетней давности перечислены поименно. Здесь же икона с изображением святых покровителей каждого из этих воинов.
Другая обитель – Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь – находится на другом краю города и является первым монастырем на Уральской земле. Основал её в 1462 году святитель Иона Пермский. Он приехал в Чердынь в довольно трудные времена. Его предшественник святитель Питирим Пермский, который первым крестил Чердынь, мученически погиб при набеге племени вогулов. Но святителю Ионе удалось организовать в Перми Великой церковную жизнь и обратить сердца языческих народов ко Христу.
Не все храмы Чердыни сохранили свой первоначальный облик. В годы безбожия была обезглавлена Богоявленская церковь, хранившая старинные иконы святых, почитаемых на Русском Севере. Такая же участь постигла храм Преображения Господня. Но всё равно именно церкви создают образ этого города. Самое высокое здание исторической Чердыни – красная колокольня Воскресенского собора. Это такой же ориентир, как гора Полюд.
Древняя Чердынь стала терять своё значение ещё в конце 16 века, когда южнее был открыт более удобный путь через Урал: от Соликамска до Верхотурья. Сегодня здесь нет индустриальных гигантов и дымящихся труб, с которыми чаще всего ассоциируется Урал. Здесь резные наличники, кресты церквей и тишина. Но может поэтому семь холмов над рекой Колвой – лучшее место, чтобы погрузиться в богатую уральскую историю. Чердынь расскажет много интересного.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия