Знаете, что для меня самое трудное в борьбе со страстью? Взять, к примеру, чревоугодие — чрезмерную любовь к различным деликатесам или вкусняшкам, как называют их в интернете. Когда наступает очередной пост, я твердо решаю на этот раз держать его как следует: без всяких послаблений в виде шоколадки на завтрак или чашки кофе с молоком. И первую неделю все идет отлично. Я спокойно прохожу мимо витрин со сладостями, кофе кажется мне вкусным и без молока. Во всем теле я чувствую необыкновенную легкость, и душа моя, кажется, также воздушна и почти уже бесплотна...
И вот стоит мне только мысленно вознестись над нашим грешным миром: почувствовать свободу от этого гнёта, обрадоваться своей независимости. Только я порадуюсь, что перестала думать о еде, чувствовать неутолимый голод -так сразу опрокидываюсь с небес на землю. Вечером тайно поедаю тортик из холодильника: «этот точно последний», — думаю в свое оправдание. Однако я ошибаюсь: постепенно все возвращается на круги своя. И вот уже жадно смотрю на фото изысканных блюд в интернете, думаю, чего бы еще такого вкусненького съесть, и чувствую непрерывный голод, даже если только что пообедала.
Вот это без конца возвращающееся закабаление, сразу после радости о свободе... угнетает едва ли не больше, чем сама зависимость от страсти. Лишь успеваю поверить в то, что наконец свободна от своей страсти, как своим тщеславием выдергиваю столь желанную свободу прочь... И вновь нескончаемый голод и жажда, которую не утолить. Как говорил схиигумен Иоанн Алексеев: «Не верь себе, пока не ляжешь в гроб».
А ведь хочется поверить, очень хочется. Что я духовно возмужала, стала, наконец, способной на самоконтроль и прочие виды самодисциплины... Что каждый пост дает моей душе столь необходимую закалку и опыт в борьбе со своими страстями.
Но, к сожалению, у меня это не получается. Моя душа — такая же темная и зачерствелая, как и прежде. Как огромный корабль, опутанный водорослями страстей, обросший множеством ракушек дурных мыслей и негодных дел. Как бы не пойти ко дну под этим огромным грузом? Как очистить свой корабль от этой тяжести, чтобы он пошел туда, куда следует: в тихую гавань Спасения по бушующему жизненному морю?
Старец Паисий Святогорец говорил: «Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправдывать себя, а смиряться». Если я не могу преодолеть свою зависимость от вкусной еды, не надо пытаться в один момент стать великой постницей. Надо сказать : «Боже мой, вот я какая. Помоги мне. Если Ты мне не поможешь, я ничего не смогу сделать». Не надо отчаиваться. Когда мы допускаем оплошности, открывается наш настоящий внутренний человек, мы познаём себя и стремимся к исправлению. И нужно понимать, что без помощи Божьей мы ничего не можем сделать.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.