Есть в древнерусской литературе такой особый жанр — поучение, где соединяются размышления о жизни и наставления автора, обращённые к потомкам.
Сегодня мы говорим о благоверном князе Владимире Мономахе и памятнике древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха».
Владимир Всеволодович Мономах — князь черниговский, переяславский, а с 1113 года — великий киевский — был одним из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры.
Незадолго до смерти Мономах сочинил, как он пишет, «одну грамотку». Этот памятник древнерусской литературы дошёл до наших дней под названием «Поучение Владимира Мономаха», в некоторых источниках — «Завещание Владимира Мономаха детям».
Основой жизни или «началом добра», по словам великого князя, является вера в Бога. Мономах советует и в каждодневной жизни руководствоваться христианскими заповедями.
ВЛАДИМИР МОНОМАХ:
Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте; и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.
«Не губить напрасно душ христианских», не допускать братоубийства — эти наказы Владимир Мономах обращал не только к своим детям, но и ко всем русским князьям, погрязших в междоусобных войнах.
Сам Мономах всю свою жизнь провел в борьбе с половцами, нападавшими в 12 веке на Русь. На памяти князя 83 военных похода и 19 соглашений о мире, заключённых с этими воинственными кочевниками.
Но Владимиру Мономаху приходилось сражаться и со своим двоюродным братом, князем Олегом Святославовичем. Из корыстных побуждений князь Олег не раз воевал на стороне половцев.
В 1094 году князь Олег Святославович вместе с половцами предпринял поход на Чернигов, где в то время княжил Мономах. Восемь дней продолжалась осада Чернигова, половцы нещадно грабили окрестности. Тогда, как пишет Владимир Мономах, пожалел он «христианских душ, и сёл горящих, и монастырей», и отдал Чернигов князю Олегу. Под прикрытием дружины Мономах решил вывести из осаждённого города часть мирных жителей. Это событие произошло в День памяти святых Бориса и Глеба, особо почитаемых Владимиром Мономахом. Князь надеялся на помощь небесных заступников.
ВЛАДИМИР МОНОМАХ:
И вышли мы на святого Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и женами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах, — Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля.
На закате жизни Владимир Мономах написал Олегу письмо, предлагая забыть былое и жить в мире, напоминая, что все русские князья — братья.
Князь Владимир Мономах, в крещении — Василий — причислен Церковью к лику святых. «Постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми его», — обращается князь Владимир Мономах к тем, кто прочтёт его грамотку.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых