Наверное, каждому знакома Евангельская притча о человеке, который закопал свой талант в землю. В жизни многим из нас часто приходиться поступать похожим образом – например, заниматься делом, к которому не очень-то лежит душа, только из-за возможности неплохо заработать. Как определить для себя верные ориентиры в условиях необходимости трудиться ради хлеба насущного, должна ли работа приносить радость, а главное – как привести желание хорошо зарабатывать в соответствие с христианскими идеалами? На эти, и многие другие не менее острые вопросы, решили поразмышлять в издательстве Никея, и выпустили книгу «Благословенный труд. Карьера, успешность и вера». В ней два известных священнослужителя и публициста – протоиерей Андрей Лоргус и протоиерей Максим Первозванский размышляют о работе, призвании, амбициях и богатстве в современных условиях и Евангельском контексте.
С тех самых пор, как Бог завещал Адаму «в поте лица есть хлеб свой», человечество оказалось перед необходимостью трудиться ради пропитания. Не утратил актуальности этот принцип и в новозаветные времена – достаточно вспомнить ставшее «крылатым» предостережение Апостола Павла: «кто не работает, то пусть и не ест». Однако в реалиях двадцать первого века и победившего капитализма всё оказывается немного сложнее. Поэтому, когда на повестке дня встаёт вопрос о приобретении второй машины или новой квартиры, - чтобы лучше понять, не противоречит ли это заповедям Христа, авторы книги «Благословенный труд. Карьера, успешность и вера» настоятельно советуют честно ответить на несколько простых вопросов. Пополнившееся семейство перестало умещаться в «однушке»? Тогда, безусловно, новая квартира необходима. А может быть, просто хочется «переплюнуть» соседа или приятеля? И здесь ответ очевиден.
Книга выдержана в ставшем уже фирменным для издательства «Никея» стиле «разговора по душам», когда читатель легко и органично включается в беседу и становится её активным участником, а не сторонним наблюдателем. Глубже погрузиться в обсуждаемые темы позволяют подходящие по смыслу цитаты из классики и высказывания известных людей. Библейские тексты, на которые опираются в своих суждениях авторы, тоже цитируются, и ярко иллюстрируют сказанное. Но главное, с их помощью читатель сможет сделать собственные выводы, наметить ориентиры и решить лично для себя, что важнее: статус или возможность заботиться о ближних, боязнь уронить себя в чьих-то глазах или жить, следуя призванию и таланту. И понять, чего порой недостаёт, чтобы «работа пуще неволи» превратилась в «Благословенный труд».
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.