Принято считать, что для православных людей смерть не должна являться чем-то очень страшным и неожиданным. Однако смерть близкого человека страх и неожиданность вызывает всегда. И это не зависит от того, верим мы в Бога или нет. Только вот православный человек вместе с этими тяжёлыми и общепонятными чувствами обязательно испытывает ещё кое-что. Он испытывает надежду. Надежду на то, что Господь смилуется над грешной душой и примет её к Себе, утешит. А иногда… очень редко, эта надежда у православного человека превращается почтив в уверенность.
Именно такое редкое чувство уверенности я испытала недавно, когда похоронила свою бабу Лиду.
В молодости баба Лида заболела очень тяжёлым заболеванием и всю жизнь с этим заболеванием прожила. Она не смогла учиться. Не вышла замуж. Не родила детей. Сейчас вы спросите меня: как же она тогда смогла стать моей бабушкой?
Но это – ещё один из плюсов в сторону моей уверенности. Не имея возможности выйти замуж и родить ребёнка, у бабы Лиды всегда были дети. Сначала она ухаживала за своей пожилой мамой, которая в последнее время лежала, и на её уход требовалось столько же времени, сколько на трёхмесячного младенца. Потом у старшей сестры родился сын. Ему баба Лида стала первой и единственной нянькой. А ещё через пять лет её обязанности пополнились воспитанием новорождённой племянницы. Отпусков по уходу за детьми в то время не давали и как-то негласно все дети, рождённые в этой семье, поручались бабе Лиде. А она только и рада была.
И вот однажды Бог послал бабу Лиду и… моему папе. Его родная мама, моя родная бабушка, умерла, не выходя из роддома. И моему деду, который бабе Лиде был родным братом,не оставалось ничего, кроме как просить бабу Лиду взять и его сына к себе на воспитание. Это был уже третий бабы Лидин ребёнок. Стоит ли говорить, что после этих детей в доме бабы Лиды появились маленькие внуки и внучки? Всего за свою жизнь она вырастила семерых. И это не считая её ухода за престарелыми родителями.
Я вспоминаю, как вместе с сестрой и братом проводила у неё каждые выходные. В пятницу мы, не раздеваясь, вваливались в её комнату и кричали: «Ба! Встречай!». А она своими маленькими сухонькими ручками (баба Лида всегда была очень худенькая) обнимала наши заснеженные холодные куртки и радостно целовала, куда попадётся.
А ещё я вспоминаю похороны отца. Стоя у гроба, она всё не могла поверить, что одного из её детей больше нет. Она и после похорон в это долго не верила. Папа до своего последнего часа приезжал к бабе Лиде каждый день. Потом, увы, уже никто из нас не смог погрузиться в эту ответственность. И все мы, её дети, обрастая семьями, заботами и бытовыми жизненными трудностями за те пять лет, на которые она пережила папу, ухаживали за ней набегу: с порога спрашивая, как дела, что привезти. А она в ответ только радовалась, как и раньше.Обнимая наши заснеженные холодные куртки и целуя, куда попадётся.
Сейчас баба Лида уже не с нами. И только теперь, как это, к сожалению, очень часто бывает, глубоко в душе скребёт кошкой: недооценили её при жизни, недолюбили. Не ответили должной заботой на её заботу. А она – никогда не обижалась и никого ни в чём не винила: в ней жила такая любовь, что для обиды, ропота, памятозлобия просто не находилось места. И это подтвердит каждый, кто хоть раз с ней встречался.
Оттого-то и крепнет во мне уверенность, что сейчас моя баба Лида рядом с Господом. И своей чистой душой невинного ребёнка она молит Его о нас, оставшихся здесь, на земле, её детей.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.