Аврора Карамзина прожила красивую и трагическую жизнь. О ней сочиняли поэмы, ей посвящали романсы, с неё писали картины. Два корабля были названы её именем: один из них утонул в сражении, второй – крейсер «Аврора» стал символом гибели российской империи. Но люди запомнили Карамзину совсем по другой причине. Благотворительная деятельность Авроры Карловны не знала границ в буквальном и переносном смысле слова.
Баронесса Ева Аврора Шарлотта Шернваль родилась в 1808 году в Финляндии. Девушке редкой красоты очень шло её имя – Авророй в древнеримской мифологии называли богиню утренней зари. Правда, когда Авроре исполнилось 24 года, к имени прибавили эпитет «роковая». Это случилось после того, как за три дня до венчания скончался её жених.
Она вышла замуж спустя два года за миллионера, владельца уральских заводов и золотых приисков Павла Демидова. У супругов родился сын, но семейная идиллия продолжалась недолго. Слабый здоровьем Демидов скончался. Победить горе Авроре помогла благотворительная работа. Начав её, безутешная вдова почувствовала пользу от своего существования.
Молодая женщина взялась управлять делами покойного супруга. На её плечи легла забота о пятнадцати тысяч крепостных, о шахтах, рудниках и заводах в Нижнем Тагиле. Аврору Карловну там полюбили. Она крестила детей рабочих, дарила бедным невестам приданое, построила несколько школ и приютов, три больницы, дом престарелых, родильный дом. Воспитанники детских учреждений Демидовой бесплатно получали начальное образование, лечение, одежду и питание. Аврора Карловна тратила до ста тысяч рублей в год на содержание своих заведений. Жертвовала деньги и тем, кто пострадал при несчастных случаях. Рабочие, узнав, что имя Аврора означает «Заря» только так её и называли, а если их обижало начальство, грозились: «Вот постой, Заря Карловна приедет, будет тебе на орехи с мёдом».
Демидова продолжала трудиться и тогда, когда вышла замуж за полковника Андрея Карамзина. Благотворительную деятельность супруги вели вместе. Финансировали приюты и больницы, открывали столовые, сократили рабочий день своих служащих до восьми часов.
Счастливый семейный союз прервала Крымская война. Карамзин погиб в первом же своём бою. Аврора Карловна до конца дней не снимала траур по мужу. А когда умер её единственный сын, сказала: «Таков мой удел, определённый Богом, - жить за всех, кого я любила и сейчас люблю». С этого времени Аврора Карловна занималась только благотворительностью. Во Франции, по которой она путешествовала, её поразило качество медицинского обслуживания в приютах для престарелых. Вернувшись на родину в Финляндию и поселившись в Хельсинки, Карамзина построила Дом милосердия, в котором открыла Институт сестёр милосердия. Женщины получали здесь образование: учились организовывать медицинскую помощь и ухаживать за больными. Чтобы построить этот Дом Аврора Карловна продала свадебный подарок первого мужа – алмаз «Санси».
Карамзина открыла в Финляндии первую сельскую народную школу и первые ясли для детей работниц. Содержала приюты. Помогала деятелям культуры и студентам. Когда начался страшный голод из-за неурожая, Аврора Карловна наладила доставку продовольствия. Во время эпидемий тифа, оспы и чумы, она выхаживала больных, и сама выжила лишь чудом.
Почти все деньги, поступавшие от демидовских заводов, Карамзина раздавала бедным. Карамзину называли «Главной феей Хельсинки». Её имя занесено в книгу «Сто замечательных финнов».
Аврора Карловна дожила до 93 лет. Когда она умерла газеты России и Финляндии разместили некрологи. Один из финских авторов писал: «Она была помощью бедным, поддержкой молодых, примером для старых и честью своей страны».
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».