Архимандрит Платон (Агриколянский)

Архимандрит Платон (Агриколянский)
Поделиться

Архимандрит Платон (Агриколянский)«Народ сей усерден, прост, добродушен и несравненно лучше нашего» — так о северных самоедах, кочевавших по территории нынешних Республики Коми и Ненецкого Автономного округа — писал в начале 19-го века архимандрит Платон (Агриколянский).

Письма из тундры православный миссионер отправлял на свою малую родину — в Костромскую губернию. До принятия монашества архимандрит Платон — в миру отец Павел Агриколянский два десятилетия был священником в старинном селе Тетеренском, где он с любовью занимался украшением местной церкви и проповедью. Овдовев отец Павел принял монашество с именем Платон. Вскоре ему было суждено отправиться на Крайний север — и здесь строить первые храмы для обращенных в православие ненцев.

«В 1829-м году в звании архимандрита, Платон Агриколянский отряжен Святейшим Синодом к самоедам для построения им церквей» — такую запись о тех событиях оставил его земляк-краевед, костромской священник Михаил Диев. Архимандрит Платон присоединился к Самоедской Православной духовной миссии, которая с 1825-го года проповедовала в тундре.

В отчете руководителя миссии архимандрита Вениамина (Смирнова) можно прочесть, что за пять лет им удалось обратить в православную веру более трех тысяч кочевников-самоедов — так в старину называли местных ненцев. Но на огромных просторах Большеземельной тундры — от реки Печоры до Полярного Урала — не было ни одного храма. Ветреные кочевники быстро возвращались к своим прежним верованиям и возвращали на места идолов. Поняв это, миссия ходатайствовала о строительстве церквей в землях самоедов. В 1829 году Николай I выделил 75 тысяч рублей на постройку трех храмов. Комиссию по строительству возглавил Архимандрит Платон (Агриколянский). При всех церквях он завел хлебные магазины, чтобы самоеды, часто умиравшие зимой с голоду, могли за небольшую цену покупать съестные припасы.

Для одного из храмов отец Платон выбрал удачное место на высоком берегу реки Колвы. Водный путь вел в самое сердце тундры, и через эти места на зимовье двигались многочисленные оленьи стада ненцев. Поселение с названием Колва сохранилось до наших дней. В 1831-м году здесь закончили строительство самого северного на тот момент храма России. Прихожанами этой церкви стали не только жители села Колва, но и все ненцы, кочующие по Большеземельной тундре. К концу девятнадцатого века таких насчитывалось порядка двух тысяч.

Около семи лет архимандрит Платон (Агриколянский) проповедовал на Крайнем Севере среди язычников-самоедов. Отец Платон стремился к тому, чтобы они глубоко восприняли христианство, а потому активно изучал их жизнь и стал одним из первых исследователей этнокультурных особенностей самоедов. Отец Платон для своих земляков делал этнографические зарисовки, описывал психологические, поведенческие и бытовые особенности своей новой паствы. А письма архимандрита Платона, в которых он рассказывал своим землякам о жизни самоедов вызвали огромный интерес и были почти сразу опубликованы в Москве: в журнале «Современная история света» и «Московских ведомостях». За свои миссионерские труды в самоедской тундре архимандрит Платон (Агриколянский) был награжден орденом Святой Анны третьей степени.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...