Сегодня мы с вами, дорогие слушатели, услышим голос удивительного человека, нашего современника. Хотя, наверное, точней было бы сказать, что это мы – по милости Божией – оказались его современниками…
В то время, когда записывается эта программа – весной 2016 года, в последние недели Великого Поста – он, давно разменявший десятый десяток лет, и ныне тяжко хворающий, слава Богу – жив. Он – здесь, с нами, в этой жизни.
И многие знают, догадываются, чувствуют: на одре болезни, им – немощным и недвижным – таинственным образом – творится неустанная молитва. Это молитва – о мире Божием, в котором мы пребываем, трудимся и грешим. Молитва о нас с вами.
Речь идёт о духовнике Троице-Сергиевой лавры, о почитаемом и любимом несколькими поколениями верующих людей – архимандрите Кирилле (Павлове).
Я попросил нашего звукорежиссёра не редактировать – против обыкновения – архивную аудиозапись. Пусть все батюшкины интонации – и неторопливый подбор нужного слова, как бы «нащупывание» его; и междометия (отец Кирилл часто прибавлял в конце фраз частичку «да»), и паузы – пусть всё останется нетронутым.
Надеюсь, вы меня поймете.
А сама короткая запись – это фрагмент одной из бесед пастыря с семинаристами: два слова о повседневном священническом труде и ответ на вопрос о современном существовании старцев. Вы услышите, думаю, не просто голос проповедника, монаха, молитвенника. Услышите – попробую сказать – самое его сердце. Вот эти простые, непритязательные, доверчивые слова.
« – …Поскольку сейчас жизнь сложная, тяжёлая жизнь – то люди испытывают большие переживания, неприятности – как и в обычной, семейной жизни, так и в духовной жизни. Поэтому приходится утешать людей и как-то их – увещёвывать, чтобы они уповали бы на милость Божию – в такой тяжёлой ситуации. Вот, собственно, чем мы и занимаемся – наш, так сказать, труд, да. А теперь: чем я могу быть вам полезен, – я уж не знаю…
– Батюшка, вот, спрашивают: есть ли – в наше время, сейчас – старцы?
– Старцы – не знаю. Старики – есть. Не знаю…»
Недавно, в монастырской книжной лавке я купил небольшую книжку.
Архимандрит Кирилл (Павлов). Время покаяния. Проповеди.
Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры выпустило её в 2014 году, повторив издание рубежа веков. А придя домой, я нашел у себя и ещё одну – совсем тонкую – брошюру: тексты двух проповедей отца Кирилла (о зависти и грехе осуждения), выпущенные Лаврой еще в середине 1990-х. Это был самый первый случай тиражного перевода негромких батюшкиных слов на бумагу.
…Тогда внешне безыскусное, утешительное, – напитанное любовью и глубокой верой слово архимандрита Кирилла – разлетелось по всей России. А ныне ведь есть в церковных лавках и компакт-диски с записями его проповедей, и широко доступны книжные сборники вроде того же «Времени покаяния». Всё у нас теперь есть.
«Речь невитийственна, слова тихи и благоуветливы, – трепетно пишут во вступлении от издательства к сборнику «Время покаяния», – но вчитываешься в них, и постепенно замедляет свой бег, останавливается быстротекущее время, разрешается от тяжести нечувствия, словно отогревается застывшая душа и – драгоценный дар Богу – слёзы проливаются от сердца сокрушенного и смиренного…» Конец цитаты.
Найдём время – соединить себя с этим действенным, целительным словом.
И, конечно, будем молить Спасителя, Богородицу и всех святых – о здравии братского духовника обители Преподобного Сергия, архимандрита Кирилла.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение