В 1875 году Филарет Синьковский, тридцатилетний священник из Херсонской губернии, был назначен миссионером на Алтай.
Служа в сёлах Чёрный Ануй, Ильинское и Тюдрала, отец Филарет построил там церкви и школы. Проповедуя язычникам и укрепляя в вере новокрещёных, священник проделывал огромный путь по «убийственным», как он выражался, дорогам, с топями, «в которых лошади погружались по брюхо».
В 1882 году отец Филарет стал первым руководителем Киргизской миссии, основанной на севере нынешнего Казахстана. В его подчинении были лишь псаломщик и переводчик, а действовать предстояло на огромном пространстве, населённом в основном кочевниками-киргизами.
Центром миссии стало расположенное среди кочевий казачье село Буконское. Благодаря отцу Филарету там была построена новая церковь, появились мужская и женская школы.
Но главным делом всё же была проповедь язычникам, мусульманам, а также раскольникам. Например, в результате посещения села Тоурак, населённого почти одними староверами, ему удалось многих расположить к Православию и воссоединить с Церковью одну семью.
В холодное время отец Филарет проповедовал в киргизских зимовьях. Однако почти никто не хотел принимать крещение: людям трудно было преодолеть свои традиции.
Как писал миссионер, «крещение киргизов сопряжено с большими препятствиями. Когда я окрестил первого киргиза, то отец его угрожал даже убить своего сына». Некоторые степняки пытались бежать от своих родных, чтобы принять Крещение. Но, как вспоминал отец Филарет, «быстрые джигиты, как коршуны, налетали на беглецов и уводили в аул».
За годы служения в степях миссионер крестил около двухсот киргизов, перевёл на киргизский язык Евангелие и множество молитв.
Отец Филарет помогал новокрещёным устроиться в жизни, так как они лишались поддержки родных. Он собирал деньги для приобретения жилья киргизам и для выплаты калыма родителям крещёных девушек, вступавших в брак, обеспечивал детям образование.
В 1891 году отец Филарет был назначен начальником Алтайской и Киргизской миссий, принял монашеский постриг с именем Владимир и стал епископом Бийским. Впоследствии он возглавлял Владикавказскую, Кишинёвскую и Донскую епархии, уже в качестве архиепископа.
В Осетии при владыке Владимире продолжалось возрождение Православия. Он открыл Ардонскую духовную семинарию, женское училище во Владикавказе, множество школ, освятил тридцать храмов и часовен, впервые провёл знаменитый крестный ход с Моздокской иконой Божией Матери. В поездках по епархии он убеждал осетин, что девочки имеют право ходить в храм и должны получать образование.
Архиепископ Владимир был добр к людям. Как вспоминал священномученик Никодим (Кротков), «редкий день, бывало, не встретишь в его приёмной десятка бедняков, из коих никто не уходил без помощи».
Видя нарастание революционных настроений, владыка Владимир указывал на особую ответственность пастырей и говорил, что «в настоящее неспокойное время епископское служение можно назвать по справедливости подвигом мученическим».
Скончался архиепископ Владимир в грозном 1917 году.
Просветитель алтайцев, казахов и осетин, он показал достойный пример миссионерского служения, со всей его, как выражался владыка, «горечью и сладостью».
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.