Послание святого апостола Павла к Колоссянам. Глава 1, стихи 3-6.
Христианство в первом веке нашей эры распространялось по городам Римской империи, в первую очередь, благодаря стараниям апостолов, учеников Иисуса Христа. Апостолы неустанно путешествовали по разным регионам империи и даже за ее пределами, - везде, где это было возможно, рассказывая людям о Спасителе и Его учении. В тех городах, где проповедь учеников Иисуса Христа была успешной, образовывались местные христианские Церкви. Впрочем, случалось и такое, что христиане появлялись в том или ином регионе еще до прихода туда кого-то из числа апостолов. Так произошло, например, в городе Колоссы. Сегодня найти на карте поселение с таким названием невозможно. Хотя в первом веке Колоссы были богатым и многолюдным городом. Через Колоссы проходили торговые пути из внутренних регионов Азии в Эфес, а из него в Европу. Впрочем, славная история Колосс продлилась относительно недолго. Уже в шестом веке город частично опустел и был переименован в Хоны. В восьмом веке Колоссы-Хоны были разграблены арабами, а в веке одиннадцатом и вовсе исчезли с мировой карты. Тем не менее, память о Колоссах сохранилась – во многом благодаря христианству. Дело в том, что один из наиболее известных учеников Иисуса Христа, апостол Павел, направил в свое время в Колоссы два своих послания. Одно – жителю Колосс христианину Филимону, а другое – Колосской Церкви в целом. Отрывок из этого послания апостола Павла к христианам города Колоссы читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 1.3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 1.4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 1.5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 1.6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине.
Апостол Павел направил свое послание христианам города Колоссы, находясь в римской тюрьме. Туда он попал по ложному навету иудеев Иерусалима, которые обвинили Павла в том, что он якобы приводит язычников в главный храм иудейской религии – иерусалимский храм Соломона – и этим оскверняет его. Апостол Павел никогда не вводил приверженцев иных религий в главный храм иудеев, но, тем не менее, был отправлен на суд – сначала в Иерусалиме, затем в Рим. Дожидаться римского суда у императора Павлу пришлось в тюрьме, откуда он и написал послание к колоссянам. Апостолу Павлу было очень радостно слышать, что христиане имеются теперь и в Колоссах. Проповедь о Спасителе распространялась в этом городе стараниями упомянутого уже Филимона и еще одного ученика Павла – Епафраса. Согласно тексту послания к Колоссянам местная церковь развивалась очень активно, впрочем – не без препятствий. Как и в иных городах, где существовали христианские общины, в Колоссах наряду с апостолами или их учениками вели свою деятельность лжепроповедники. Они намеренно искажали христианское вероучение и старались привлечь на свою сторону как можно больше людей. Создание собственной религиозной общины, с одной стороны, тешило их самолюбие, с другой стороны, помогало достичь обогащения. Лжепроповедники нередко собирали со своих последователей денежные средства. В отличие от апостолов, которые часто зарабатывали на жизнь собственным трудом. Тот же апостол Павел, например, делал палатки на продажу. Павлу так и не удалось посетить Колоссы. Освободившись из первого тюремного заключения, он вскоре повторно был отправлен в темницу, а затем казнен язычниками. Однако послание апостола к Колоссянам помогли местным христианам укрепиться в вере и преодолеть искушение в лице лжепроповедников. Послание к Колоссянам помогает и современным христианам – дает им правильные религиозные критерии, помогая разобраться в явлениях духовной жизни.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.