Второе послание святого апостола Павла к Тимофею. Глава 3, стихи 1-9.
Православная церковь верит, что история этого мира когда-нибудь закончится. Наступит момент, когда Спаситель Иисус Христос повторно придет на землю, но уже не как смиренный проповедник, а как грозный судья. По воле Христа души умерших людей вновь соединятся с телами, которые возродятся из праха. Вся человеческая цивилизация будет судима Спасителем, и каждый человек даст Богу ответ за свои добрые и злые поступки. Согласно Библии Второму пришествию и Страшному суду будут предшествовать непростые времена. БОльшая часть человечества настолько нравственно деградирует, что забудет о Боге, а если и будет о Нем помнить, то станет сознательно противиться Его воле. Апогеем нравственного регресса людей явится антихрист - полная противоположность Спасителя и предельное воплощение зла. Антихрист подчинит себе почти весь мир, но будет править только три года, по истечении которых и состоится Второе пришествие. Точное указание на время, когда случатся все указанные события, в Библии отсутствует. Бог сознательно скрывает от людей дату Страшного суда, чтобы они держали себя в духовном тонусе, не расслаблялись, зная, что Второе пришествие, к примеру, состоится не скоро. Есть и еще мнение на этот счет. Время наступления Страшного суда зависит от воли самих людей, вернее от их духовного состояния. Христос не устроит суда над человечеством до тех пор, пока оно, человечество, не станет совершенно безнадежным. Моральное и духовное состояние людей накануне Второго пришествия ярко описывает апостол Павел во Втором послании к своему ученику Тимофею:
Сын мой Тимофей, 3.1 Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие. 3.2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3.3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, 3.4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 3.5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. 3.6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, 3.7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. 3.8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. 3.9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
Итак, человечество в последние дни существования этого мира окончательно и безвозвратно деградирует. Почти во всех людях добродетели иссякнут, их место займут всевозможные пороки. Предельные эгоизм, жадность, злость, лживость будут вершить судьбы нашей цивилизации. Как будто сегодня дело обстоит иначе? - спросят некоторые слушатели. Действительно, греховность всегда присутствовала в душах людей, но отличительной чертой последних времен станет катастрофичная подмена понятий - порок будет объявлен добродетелью, а если люди и будут совершать что-то доброе, то исключительно с целью достижения наживы. От этого добро станет лишь видимостью, маской, скрывающей зло. Символом последних времен для апостола Павла, согласно прозвучавшему отрывку из его послания, являются библейские персонажи ИаннИй и ИамврИй - чародеи при дворе египетского фараона, не желавшего отпустить из рабства еврейский народ во главе с пророком Моисеем. ИаннИй и ИамврИй видели, какие чудеса творил Моисей, понимали, что эти чудеса от Бога, но совершенно осознанно противились пророку и с помощью демонов старались чудеса Моисея повторить. В результате ИаннИй и ИамврИй публично опозорились, не способные противостоять чудесной силе пророка Божия. То, что случилось с чародеями фараона, произойдет по мнению апостола Павла и с противниками Бога с антихристом во главе в последние времена. Их сила иссякнет, а сами они не смогут противиться величию Христа, пришедшему второй раз на землю.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.