Послание к Евреям святого апостола Павла. Глава 1, стихи 1-12.
Несмотря на то, что христианство зародилось внутри иудейской цивилизации, именно еврейский народ, в большинстве своем, не принял Иисуса Христа и Его учение. Начиная с печальных событий, произошедших в Иерусалиме в 30-х годах нашей эры и приведших к казни Спасителя, духовные вожди народа избранного, так называемые фарисеи и саддукеи, делали все возможное, чтобы препятствовать проповеди Евангелия в Палестине. Почти сразу после казни Христа, мученическую смерть от рук соплеменников приняли некоторые апостолы, ближайшие ученики Спасителя. Их кончина противниками христианства представлялась в качестве заслуженной казни, причиной которой было нарушение предписаний Ветхого Завета. Первым случаем, когда гибель христианского проповедника не была хоть как-то оправдана, стало убийство святого Иакова Праведного, первого епископа Иерусалима. Не сумев вменить ему нарушение закона Моисея, фарисеи и саддукеивсе же возвели Иакова на крышу храма Соломона, откуда столкнули его вниз на землю. Согласно преданию, смерть Иакова Праведного стала причиной, по которой Бог попустил разрушение Иерусалима римскими солдатами в 70 году. После гибели святого Иакова христианская община Палестины пришла в смятение. Успокоил и воодушевил христиан Святой Земли апостол Павел, направивший им послание, вошедшее в Библию под названием «Послание к евреям».Отрывок из него читается сегодня утром во время богослужения.
1.1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 1.2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
1.3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 1.4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
1.5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
1.6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
1.7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
1.8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты.
1.9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
1.10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; 1.11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 1.12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Специфика Послания к евреям заключается в том, что оно было адресовано евреям, принявшим христианство. Составляя текст послания, апостол Павел делал акцент на ветхозаветных пророчествах, посвященных Иисусу Христу. Павел последовательно доказывает, что в течение веков евреи ожидали именно Христа и трагедия народа избранного состоит в том, что он своего Спасителя обрек на крестную казнь. Евреи стали жертвой самообмана – они полагали, что Мессия обязан быть политическим освободителем Израиля от власти Рима, его правителем-царем. Христос же пришел с иной, значительно более высокой целью. Он освободил не только евреев, но и всех людей от господства зла, дал каждому человеку способность победить в себе грехи и пороки. Это стало возможным благодаря тому, что Христос был не проповедником и не пророком, а Сыном Божиим, принявшим человеческую плоть. Апостол Павел в прозвучавшем отрывке текста своего послания сравнивает Спасителя с ангелами и прямо говорит о том, что Христос превосходит в Своем величии все духовные силы. Спаситель Иисус Христос – это Сын Божий во всем равный Богу Отцу и Святому Духу. Он в составе Пресвятой Троицы сотворил мир, создал человека. Христос, принеся в жертву на Кресте, преодолел преграду смерти. Павел прямо говорит, что в нашем мире все может измениться, может разрушиться и сам наш мир, но Христос останется прежним. Вот что он имеет ввиду, когда говорит: «Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь… Ты тот же, и лета Твои не кончатся». Христос, по мысли апостола Павла, это тот непоколебимый камень, жизненную опору в котором может найти каждый православный христианин.
Путь святого Иакова: пешее паломничество к мощам апостола в Сантьяго-де-Компостела
Оказавшись в каком-нибудь старом городке на севере Испании или юге Франции, вы с большой долей вероятности сможете на стене местного католического храма или на остатках крепостной стены, а иногда и прямо на мостовой, увидеть изображение ракушки. Причем, совсем не обязательно, чтобы рядом находилось море. Ракушка для упомянутого региона служит древним христианским символом, непосредственно связанным со святым апостолом Иаковом. Святой Иаков Зеведеев был одним из ближайших учеников Христа и первым из числа апостолов принял мученическую смерть. Это печальное событие произошло в Палестине в середине первого века по Рождестве Христовом. Ученики святого Иакова увезли его тело на самый запад Европы, теперешнюю Испанию. Здесь останки святого апостола и были погребены. Во втором веке могила святого пришла в запустение и место его захоронения было утеряно. Однако в девятом веке местному монаху-отшельнику через видение было указано следовать за звездой, которая и привела его к могиле святого. Место погребения апостола Иакова получило называние Компостела, с испанского — «поле звезды». Впоследствии к данному именованию было добавлено словосочетание Сантьяго, что по-испански означает «святой Иаков». В годы нашествия арабов и мавров, начиная с VIII века, святой Иаков начал почитаться испанцами в качестве небесного защитника их страны. Кроме того, Католическая Церковь провозгласила Иакова покровителем путешественников, прежде всего морских. Поэтому святой стал изображаться с раковиной в руках. Над могилой апостола в девятом веке была построена часовня, вскоре рядом с ней стало селиться множество людей, желавших находиться ближе к великой святыне. Так появился город Сантьяго-де-Компостела. Впоследствии часовню заменил собой большой кафедральный собор. Останки апостола были извлечены из земли, помещены в драгоценный ларец, который теперь находится в крипте собора.
К двенадцатому веку в Европе сложилась традиция совершать пешее паломничество к мощам апостола Иакова. По территории Англии, Германии, Франции, Португалии и Испании были проложены маршруты паломничества, отмеченные традиционным символом святого Иакова — ракушкой. Паломники старались прибыть в Сантьяго ко дню памяти апостола, которая Католической Церковью совершается 25 июля. В течение веков множество тысяч людей решалось на трудный путь, чтобы почтить мощи святого Иакова. К 80-м годам двадцатого века путь святого Иакова почти утратил свою известность. Однако благодаря писателю Пабло Коэльо и его роману «Путешествие мага» вновь её обрел. Начиная с 1999 года, по инициативе приходов Русской Церкви в Португалии, пешее путешествие в Сантьяго совершают и православные паломники — в основном, выходцы из России и стран бывшего Совесткого Союза, проживающие теперь в Южной Европе. В ходе своего многодневного паломничества они усердно молятся святому Иакову о своих нуждах. Паломники также соблюдают древний обычай — крепят к одежде изображение ракушки, символ святого Иакова. С недавнего времени Католическая Церковь разрешила православным совершать богослужение в паломническом доме при соборе Сантьяго поблизости от мощей святого Иакова. Православным паломникам, также, как и католическим, в случае если они прошли пешком более ста километров (при выяснении расстояния полагаются исключительно на честность человека), администрацией собора дается особый диплом паломника с изображением апостола Иакова, который напоминает им о пешем путешествии к мощам великого святого.
Все выпуски программы Вселенная православия
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых