Послание к Евреям святого апостола Павла. Глава 11, стихи 24-26, 32-39; Глава 12, стихи 1-2
Христиане, проживающие сегодня на Святой земле, это в основном арабы и греки. В первом веке христианская община Палестины состояла по большей части из евреев, которые последовали примеру апостолов (также евреев по национальности) и приняли Христа. Церковь Иерусалима до 62 года возглавлялась святым Иаковом, который трагически погиб, сброшенный с крыши храма Соломона противниками христианства. После смерти Иакова евреи-христиане, ведомые страхом, начали возвращаться в иудаизм. Узнавший об этом апостол Павел сразу же направил членам Иерусалимской Церкви послание, в котором призывает евреев-христиан твёрдо держаться своей веры и не поддаваться уговорам соплеменников-иудеев. Апостол приводит множество доказательств того, что именно Иисус Христос является Спасителем, Мессией, о Котором проповедовали пророки древнего Израиля. Он также указывает, что только вера во Христа может служить твёрдой основой для земной жизни человека и его надежды на радостное существование после смерти. Отрывок из Послания апостола Павла к евреям читается сегодня во время утреннего богослужения.
11.24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 11.25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 11.26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
11.32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 11.33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 11.34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 11.35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 11.36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 11.37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 11.38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
11.39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 11.40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
12.1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 12.2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса.
Благодаря апостолу Павлу перед нашими глазами предстают святые эпохи Ветхого Завета, которые при помощи веры в Бога творили великие чудеса.Самсон, обладавший громадной силой, в одиночку защищал еврейский народ от язычников. Пророк Даниил за свою верность Богу был брошен вавилонянами в яму с голодными львами, но в итоге остался жив – звери не тронули праведника Божия. Три друга Даниила, Анания, Азария и Мисаил, были теми же вавилонянами брошены в огонь, но оказались невредимы. Пророк Илия воскресил от мёртвых сына бедной вдовы.Но не всегда чудесами проповедовалось величие Бога. Ещё ярче вера ветхозаветных святых становилась, с точки зрения апостола, когда они проявляли терпение и стойкость. Далеко не всегда жизнь их была наполнена радостью. Они часто преследовались за свою верность Богу. Многие из них подверглись тюремному заключению и даже казни. Этим они предизображали подвиг Христа, Который отдал Свою жизнь за человеческий род. Апостол Павел указывает на удивительную вещь. Каждый православный христианин способен получить те же духовные блага, что и ветхозаветные праведники. Как они получали помощь свыше благодаря искренней вере в Бога, так и современные христиане, если будут следовать за Христом, получат от Него великие дары. Православная Церковь верит, что человеку, ищущему Бога, даётся истинная полнота существования, которая заключается в явном ощущении присутствия Бога в человеческой жизни, чувстве защищённости, свободе от греха и наличии всего необходимого для радостного прохождения нашего земного пути.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».