Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам. Глава 6, стихи 12-20.
Среди городов Римской империи, в которых приходилось проповедовать апостолу Павлу, довольно ярко выделялся Коринф. Расположенный на узком перешейке, соединяющем южную и центральную части Греции, Коринф с выгодой использовал свои географические преимущества. Начиная с седьмого века до Рождества Христова он имел славу самого крупного и известного торгового центра Средиземноморья, население которого составляло 700 тысяч человек - огромная цифра для этой эпохи. Если торговцы всячески стремились попасть в КорИнф, то апостол Павел изначально хотел избежать попадания в этот город. КорИнф имел в целом недобрую славу, здесь с давних времен процветал культ языческой богини любви Афродиты. В центре города возвышался ее храм, а на улицах в большом количестве присутствовали жрицы Афродиты, по факту женщины легкого поведения, соблазнявшие мужчин – собственно местных жителей или моряков, прибывших сюда. Удивительно, но именно Коринф, город торговцев и блудниц, стал для апостола Павла местом плодотворной проповеди. Прибыв сюда в 52 году фактически случайно, Павел оставался в Коринфе почти три года, ежедневно проповедуя учение Христа. Покинув город и оставив там большую христианскую общину, апостол впоследствии усердно заботился о том, чтобы корИнфяне не утратили свой религиозный пыл и благочестие. Для этого имелась реальная угроза - коринфяне имели свойство увлекаться всем новым, легко загораться, но также легко терять интерес. Вот почему апостол Павел уже через два года после своего отъезда из Коринфа направил его христианам послание, в котором предостерегал их от возвращения к языческому образу жизни:
Братья, 6.12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. 6.13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. 6.14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. 6.15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! 6.16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. 6.17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. 6.18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. 6.19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 6.20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Обращаясь к КорИнфянам в своем послании, апостол Павел напоминает им о том, как должен жить настоящий христианин. Исполняя заповеди и следя за чистотой души, последователь Христа получает ощущение свободы. Свобода для Павла, прежде всего, свобода от пороков и греховных пристрастий. Это он имеет ввиду, когда говорит: «ничто не должно обладать мною». Настоящий христианин, например, не дает властвовать над собой своему желудку. Пища лишь способ поддержать телесные силы, но ни в коей мере не хозяин человеческой жизни. Наибольшую опасность, с точки зрения Павла, представляет страсть блуда. Невоздержанная половая жизнь, отношения вне брака губительно влияют на всего человека. Отравляя душу, блуд приводит также к разрушению и тело. Человек, ведущий блудный образ жизни, неминуемо столкнется с различными заболеваниями - телесными и душевными. Быть блудником постыдно и для нехристианина, а для последователя Спасителя постыдно вдвойне, поскольку в таинстве крещения человек посвящает себя Богу и душой, и телом. Таким образом, впадая в блуд, христианин не только вредит самому себе, но и предает Христа, которому обещался быть верным через крещение. Завершается сегодняшний отрывок из послания к Коринфянам очень важными словами: «Вы (христиане) куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших». Прозвучавшие слова служат напоминанием православным христианам о том, что за них Христос пролил на Кресте Свою Кровь, и они должны с благодарностью и ответственностью к Богу строить свою жизнь.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди