Христианство с момента появления встречало на своем пути различные препятствия. Главным из них было поначалу сопротивление иудейской среды. Из-за нежелания иудеев принять Иисуса Христа в качестве Мессии Спасителя отправили на крестную казнь. Смерть Христа стала, к сожалению, лишь первым этапом иудейских гонений на христиан. Фарисеи и иные вожди еврейского народа горячо желали уничтожения христианской Церкви, поэтому использовали малейшие поводы для расправы над последователями Спасителя. Первой жертвой гонений со стороны иудеев стал святой Стефан, которого фарисеи и прочие знатоки ветхозаветного закона обвинили в богохульстве и побили камнями. Впрочем, казнь Стефана и смерть иных христиан не остановили развития Церкви. Более того, учение Спасителя неожиданно для иудеев принял одних из ярых гонителей христиан – Савл, которого несколько позже будут звать апостолом Павлом. Обращение Савла, конечно, не изменило в корне ситуацию, в которой находились последователи Христа в Израиле, но зато усилило проповедь учения Спасителя за пределами Палестины. Сведения об этом мы можем найти в библейской книге Деяний святых апостолов. Отрывок из нее читается сегодня утром во время богослужения.
В те дни 11.19 ученики, рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. 11.20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.11.21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 11.22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 11.23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 11.24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 11.25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.11.26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. 11.29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 11.30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Автором библейской книги Деяний является апостол Лука, который постарался с предельной точностью описать современное ему существование христианской Церкви. Благодаря апостолу Луке мы узнаем, что после убийства святого Стефана многие христиане покинули Палестину и отправились кто-куда: в Финикию, на остров Кипр или в Антиохию – мегаполис древней Сирии. Везде последователи Спасителя рассказывали о своей вере – в первую очередь евреям, но, видя их упорство, стали говорить о Христе и язычникам. В особенности успешной христианская миссия оказалась в Антиохии – большое количество местных жителей приняло Евангелие и желало креститься. Узнав о радостном положении дел в Антиохии, Иерусалимская церковь направила туда апостола Варнаву, а тот, в свою очередь, позвал себе на помощь упомянутого уже Савла, бывшего гонителя и будущего апостола Павла. Варнава и Савл проповедовали в Антиохии ежедневно в течение целого года. Благодаря деятельности Варнавы и Савла большое количество антиохийцев приняли крещение. И именно в Антиохии уверовавшие в Спасителя люди стали впервые именовать себя «христианами». Апостол Лука в книге Деяний прямо об этом говорит: «ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». Также благодаря прозвучавшему отрывку из книги Деяний мы узнаем о начале еще одной традиции – светлого начинания, которое существовало в Иерусалиме вплоть до 70 года. Антиохийские христиане приняли решение помогать финансово братьям по вере из Иерусалима, которые притеснялись иудеями, а еще для того, чтобы те продолжали жить сплоченной общиной и являть миру пример благочестивой и бескорыстной жизни. Впоследствии жертвовать средства на нужды палестинских христиан будут последователи Спасителя из иных городов Римской империи. Жертвовать до тех пор, пока Иерусалим не будет уничтожен римскими солдатами в 70 году.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение