Всё живое на земле существует благодаря солнечному свету. Без него не растёт трава, не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Эта нерушимая связь нашей планеты с солнцем символизирует собой иную, духовную зависимость человечества от Иисуса Христа, которого именуют Солнцем правды.
Когда Иисус совершил свой спасительный подвиг, Воскрес из мёртвых и открыл путь к Воскресению для людей, он послал во все концы земли своих учеников с проповедью об этом, с Благой вестью – подобно тому, как солнце посылает свои лучи во всю Вселенную.
Одного из Христовых учеников звали Лука, что означает «свет». Он родился в сирийской Антиохии – крупном торговом городе, который сегодня находится на юге Турции и известен под современным именем – Антакья. Лука в юности получил изрядное образование, мог изъясняться на нескольких языках и обладал искусством врачевания людей. Задумывался он и над вопросами веры. Едва Антиохии достигла весть о необычайном иудейском проповеднике, который говорил о том, что Царство Небесное приблизилось к человеку, будущий апостол поспешил в Иерусалим.
Вероятнее всего, Лука успел услышать Благую весть из уст самого Христа. Евангельский рассказ, написанный им, изобилует подробностями, которые мог знать только очевидец. Во всяком случае, исследователи Священного писания склоняются к мнению, что Лука находился среди апостолов после Распятия Иисуса. Считается, что именно себя подразумевал он под неким учеником Христовым, который вместе с апостолом Клеопой встретил Христа по дороге в Эммаус. Эта встреча со Спасителем была одной из первых после Его Воскресения. Те, что её удостоились, поспешили вернуться в Иерусалим, чтобы поделиться радостью с другими апостолами.
Апостол Лука правдиво поведал о том, как в преломлении хлеба ученикам открылся живой Воскресший Спаситель. И это чудо происходит вот уже две тысячи лет – во многих сотнях храмов по всему миру происходит встреча со Христом в Таинстве Причастия.
Единственное из четырёх Евангелий – от Луки, содержит эпизод из детства Христа. Автор рассказывает, как, будучи мальчиком, Иисус вместе с семьей прибыл на праздник в Иерусалим. Задержавшись в храме, Он возразил испугавшейся Его долгого отсутствия Матери так: «Где же мне быть, как ни в доме Отца Моего?». Откуда апостол Лука мог знать такие подробности событий, происходивших за много лет до его приезда в Иерусалим? Вероятнее всего, собирая факты для своего повествования, евангелист много общался с Богородицей. Такое предположение подтверждается и тем, что именно этот евангелист наиболее подробно излагает историю Рождества.
Через некоторое время после Вознесения Христа Лука вернулся в Антиохию. Здесь он встретил апостола Павла и стал его ближайшим помощником. Лука сопровождал Павла во всех его миссионерских путешествиях, и не только помогал в деле проповеди, но и вёл подробную летопись. Впоследствии эти хроники стали основой книги «Деяния святых апостолов», которая вошла в Новый Завет.
После мученической кончины своего наставника, первоверховного апостола Павла, евангелист Лука продолжил труды, проповедуя Евангелие в Италии, Ливии, Египте и Греции. Будучи уже глубоким старцем, он был распят на оливковом дереве. Мощи святого Луки хранятся в базилике святой мученицы Иустины в итальянском городе Падуя. А светлой душой апостол пребывает рядом с Тем, Кто открылся ему когда-то в преломлении хлеба на пути в Эммаус.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».