«Господь мой и Бог мой», - эти слова звучали в сердце Фомы с тех пор, как он увидел Иисуса впервые после Распятия. То мгновение расширилось до бесконечности, заполнило собой прошлое, настоящее и будущее – всю жизнь без остатка. Но какие страшные дни предшествовали ему! Фома прикипел к Учителю душой с тех пор, как сопровождал Его в странствиях по Галилее. Иисус проповедовал в синагогах нечто, неслыханное доселе, и слушать Его было страшно и радостно. То, что раздражало фарисеев, Фому приводило в детский восторг. Верилось, что таинственное Небесное Царство не за горами и чудеса, какие только возможны на свете, доступны Иисусу, а значит, и им, Его ученикам, тоже!
Впервые тревога кольнула, когда Учитель сказал, что должен идти в Вифанию – в путь Его повлекла весть об умершем друге Лазаре. Идти было опасно. Первосвященники всерьёз были настроены против Иисуса, и ученики понимали, что ждать от них можно чего угодно. Наставника уговаривали, чтобы Он не рисковал, поберег себя. Но Он пресекал попытки Его остановить. И тогда Фома неожиданно для самого себя воскликнул: «Пойдём и мы умрем вместе с Ним!»
Потом, когда Иисуса арестовали, Фома удивлялся себе – куда же девалась эта его решимость, готовность умереть с Учителем? Он сбежал, чтобы не видеть Казни. Он удалился в родные Пенеады, чтобы там в родительском доме утешиться общением с близкими. Но не тут-то было! Оказалось, что роднее Иисуса нет никого на свете.
Фома вернулся в Иерусалим через несколько дней после Распятия и направился в дом, где, как ему стало известно, собрались ученики Иисуса. Он шёл, чтобы разделить с ними скорбь.
Фома:
Мир дому сему!
Иоанн:
С миром принимаем, брат! С миром и радостью!
Иоанн:
Ведь ты ещё ничего не знаешь, Фома! На следующий день после Распятия женщины – Мария Магдалина и Мария Иаковлева, Иоанна – жена царского домоправителя Хузы и моя мама - Саломия, отправились к пещере, в которой Иисус был похоронен, чтобы умастить Его Тело благовониями. Но гробница оказалась пустой! Огромный валун, закрывающий вход в неё, был отвален, а на месте погребения лежал лишь саван! Женщины рассказали нам, что видели ангела, который открыл им, что Учителя нет среди мёртвых!
Фома:
Но где же Он был? Где Он сейчас? Я ничего не понимаю!
Иоанн:
Мы тоже не могли понять и поверить. Но вскоре Учитель Сам явился нам. Он был вот здесь, в этой комнате!
Фома:
Наверное, вы видели призрак!
Иоанн:
Нет, Фома, это был не призрак! Иисус Воскрес из мёртвых! Он был живой – ел рыбу и мёд, и раны от гвоздей на Его руках ещё не затянулись!
Фома:
Вот пока я не вложу персты свои в эти раны – не поверю ни за что!
Фома был раздосадован. Ему казалось, что братья проявляют малодушие – разве не честнее принять горе во всей его полноте, чем питать утешительные иллюзии? Ему очень хотелось поверить в Воскресение, разделить радость друзей, но только не ценой самообмана! На молитвенных собраниях царил праздничный дух. Фома держался в стороне и молчал. Он ждал, что недоумение его разрешиться, но как – не представлял.
В тот вечер все уже собрались, и двери в дом были заперты. Вдруг Фома услышал, что в горницу вошёл еще кто-то. Он поднял глаза, и… остолбенел. Иисус – прежний, живой, радостный – ласково смотрел на него и улыбался. «Ну что же ты, Фома? – прозвучал родной голос, самый лучший голос на свете, – подойди ко Мне, вложи персты в Мои раны…». Слезы облегчения хлынули из глаз. «Господь мой и Бог мой…», - только и смог вымолвить счастливый Фома.
Эти слова стали для апостола молитвой. Они помогали помнить, что бессмертие реально и осязаемо. Они были ключом, который открывал любые двери. И через много лет, стоя перед палачами в далёкой Индии, Фома доподлинно знал, что стоит на пороге Небесного Царства. И врата его распахнутся, если до последней минуты жизни удерживать в сердце образ Воскресшего Христа.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия