Индия многими россиянами воспринимается почти как иная планета. Вроде бы и название знакомо, и примерно знаешь, где эта страна располагается, и даже по телевизору видел что-то об Индии, но все равно Индия – это какой-то совершенно незнакомый, непривычный мир. Действительно, индийская культура, даже несмотря на долгий период колонизаторства, по-прежнему сильно разнится с европейской. Но все же есть у индийцев и у нас схожие черты, причем религиозные.
Я не собираюсь сейчас проводить аналогий между индуизмом и христианством. На самом деле, Индию и нас объединяет куда более конкретный момент, а вернее святой – апостол Фома. Апостол Фома был одним из ближайших учеников Христа, входил в число двенадцати апостолов. После Вознесения Спасителя Его ученики покинули Палестину и отправились проповедовать Евангелие по разным странам. Место своего назначения они определяли путем жребия. Апостолу Фоме в качестве региона для проповеди досталась… Индия. Надо сказать, что он не обрадовался подобному назначению – Индия еще со времен Александра Македонского считалась страной негостеприимной и даже враждебной. Апостол Фома согласился отправиться в Индию только после того, как Ему явился Христос и Сам попросил его об этом.
Проповедь его там была успешной. Как повествуется в книге «Деяния апостола Фомы» множество индийцев крестились от его рук. Это очень не нравилось местным языческим служителям брахманам, которые в итоге умертвили посланника Христа. Почитатели апостола сохранили его тело и устроили для него гробницу в индийской области Малабар. Предположительно гробница апостола находилась в городе Каламин. Святые останки апостола Фомы пребывали в Индии вплоть до четвертого века. Затем их перевезли в город Эдессу, откуда со множеством приключений мощи были в 13 веке переправлены на север Италии в город Ортона (область Абруццо), где и находятся до сих пор в католическом кафедральном соборе.
Но вернемся в Индию. Несмотря на то, что мощи апостола Фомы покинули эту землю, а его гробница к 15 веку была окончательно разрушена, Индия по-прежнему помнит своего первого проповедника Христа. В Индии до сих пор проживает народность, которая именует себя «христианами апостола Фомы». Люди, принадлежащие к этой народности, считают себя потомками тех индийцев, которые приняли крещение из рук святого апостола. Всего на сегодняшний день в Индии насчитывается 9,5 миллионов христиан апостола Фомы. К сожалению, они не объединены в рамках одной церковной общины. Часть из них теперь является католиками, часть принадлежит к английской протестантской традиции. Считается, что преемницей той древней общины христиан, которая была основана апостолом Фомой, является Маланкарская церковь Индии. Название ее восходит к слову «Малианкара» — географическому названию места на юго-западе Индии, где, согласно преданию, впервые появился апостол Фома. Маланкарская церковь – самобытная христианская традиция, со своими обрядами, богослужением, манерой пения. К сожалению, маланкарские христиане не состоят в общении с Православием по древним историческим причинам.
Есть в Индии и православные приходы – греческие и русские. Их пока мало, но будем надеяться, что апостол Фома поможет развитию Православия на индийской земле. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о почитании апостола Фомы в Индии.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия