Крым, Таврия, Таврида были освящены светом христианства ещё в первом веке. И принёс сюда благую весть о спасении апостол Андрей Первозванный. Перенесёмся мысленно и мы в те раннехристианские времена! Но для начала вспомним о личности самого апостола.
Андрей был родом из Вифсаиды – небольшого городка на берегу Галилейского озера в Палестине. Как и большинство его жителей, занимался рыболовством. Был учеником Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию, первым призван Иисусом Христом, отсюда и наименование – Первозванный.
Слово «апостол» в переводе с греческого означает «посланник», «странствующий проповедник». После Воскресения Господа и сошествия на Его учеников Святого Духа, по жребию апостолу Андрею надлежало отправиться в Скифию, которая включала в себя Северное Причерноморье, в том числе и наш Крымский полуостров.
Разнородным и разноплемённым было тогда население Крыма. Греческая колонизация с рабовладельческим строем была представлена рядом городов и поселений. В крепостях размещались римские легионы. В торговых городах встречались евреи. Население предгорий и степной части было смешанного этнического состава и именовалось тогдашним цивилизованным миром собирательным именем – скифы.
Византийский историк девятого века Никита Пафлагонский в «Похвальном слове к апостолу Андрею» писал: «Получив в удел север (а Скифия для византийцев, конечно, была севером), ты обходил и сарматов, и тавров, и скифов».
Какими же были плоды проповеди святого просветителя Крыма?
Через 30 лет после апостола Андрея в Инкерман прибыл священномученик Климент Римский. Святой был сослан сюда за проповедь о Христе. По его свидетельству, благодаря слову Первозванного апостола, только в этом поселении он встретил общину из двух тысяч христиан.
А ведь святой Андрей проповедовал по всему Крыму! Исторические хроники позволяют отследить его маршрут. Прибыл апостол в Пантикапей (нынешнюю Керчь), затем принёс весть о Христе Воскресшем в Феодосию, Судак, Алушту (в окрестностях Алушты есть целебный источник, у которого, по преданию, Андрей беседовал с местными жителями. Источник назван с древних времён его именем). Далее – проповедь на Медведь-горе (Аю-Даге), в те времена она была населена. Гурзуф, окрестности современной Ялты, Инкерман и, наконец, Херсонес, где, как говорят летописи, «апостол провел много времени».
После проповеди в Крыму, святой апостол Андрей отправился с вестью о Христе вверх по Днепру, а затем в Западную Европу. Он был распят за веру около семидесятого года в греческом городе Патры. По просьбе самого апостола, его распяли на икс-образном или, как говорится иначе, – косом кресте, который, по смиренному желанию ученика Христова, должен был отличаться от креста Спасителя.
Многие народы и страны услышали слово о Христе из уст Андрея Первозванного. В географию его проповеди входил и наш Крым.
И сегодня многое здесь напоминает о святом апостоле: и Андреевские флаги на кораблях Черноморского флота, и топографические названия, и храмы, освящённые в его честь. Благодарные крымчане считают апостола Андрея своим небесным покровителем, отдавая должное заслугам его земной жизни, и уверенные в том, что Крым и ныне для него – предмет молитвенной заботы и любви.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница