Выдающийся агроном Андрей Болотов и его жена Александра прожили вместе 70 лет, ни разу всерьез не поссорившись. Это тем более удивительно, что супруги были людьми очень разными по темпераменту и пристрастиям.
В 24 года отставной капитан Андрей Тимофеевич Бо́лотов решил уехать в свое родовое имение Дворяни́ново Тульской губернии, чтобы заняться сельским хозяйством и науками. Вскоре он пришел к мысли о женитьбе. Свахи, перебрав множество вариантов, выбрали для Андрея Тимофеевича совсем юную дворянку из соседней деревни Александру Михайловну Каверину. Еще до первого свидания Бо́лотов увидел Александру во сне, а во время знакомства был поражен тем, насколько невеста оказалась похожа на девушку из сновидения. При первой встрече, во время сватовства, Андрей и Александра очень робели и едва обмолвились друг с другом парой фраз. Не мудрено: Александра была на десять лет моложе Андрея и просто не знала, о чем говорить с женихом.
Может быть, поэтому совместная жизнь Бо́лотовых — они обвенчались в июле 1764 года — началась не очень гладко. Андрей Тимофеевич увлекался садоводством и уже начал писать свои многочисленные статьи для петербургского «Вольного экономического общества», которые были посвящены самым различным вопросам ботаники, аграрной науки и лесоводства. Бо́лотов стал новатором во многих вопросах: он доказывал необходимость севооборота, ратовал за использование удобрений, способствовал распространению в России картофеля. Научного подвижника очень расстраивало то, что Александра нисколько не разделяла его интересов.
Гармонию в супружеские отношения вернуло рождение детей. Андрей Тимофеевич ухаживал за Александрой во время беременности, применяя свои знания лекарственных растений. После родов третьего сына он ставил супруге припарки из ромашки с молоком, — они помогли избавиться от сильного жара. В своих дневниках Андрей Тимофеевич писал, что после рождения детей любимая супруга стала ему еще ближе и дороже.
Бо́лотов заботился о просвещении Александры Михайловны и детей. Он сочинял специально для них популярные трактаты по философии, этике и естествознанию. Андрей Тимофеевич возил родных на праздники в Москву, и в знаменитые монастыри Подмосковья, чтобы приложиться к святым мощам и послушать лучших проповедников, таких, как митрополит Московский Платон и архиепископ Тульский Афанасий. Бо́лотов старался приобщать детей и к своим научным занятиям. Например, сын Андрея Тимофеевича Павел помогал ему в работе над журналом «Экономический магазин», переписывая набело многочисленные статьи отца.
Бо́лотовы старались везде быть вместе. Навещали многочисленных друзей и родственников, совершали рабочие командировки по Московской и Тульской губерниям, где находились угодья Екатерины Великой, которыми управлял Андрей Тимофеевич, отмечали семейные торжества. Когда Болотов освобождался от своих многочисленных занятий, он любил вместе с женой читать свежие газеты или наклеивать в альбом гравюры.
После революции усадьба Дворяни́ново пребывала в запустении, и только в 1988 году усилиями тульского краеведа Александра Бердышева началось ее возрождение. Сейчас множество туристов могут посмотреть на вновь разбитый овощной и лекарственный огород, систему многоярусных прудов, сады, цветники, ягодники и на дом Андрея и Александры Бо́лотовых, эту цитадель любви, заботы и семейного благополучия.
29 марта. О пророчествах о Христе
В 7-й главе Книги пророка Исайи есть слова: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».
О пророчествах о Христе, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
29 марта. О духовном смысле Соборования
Сегодня 29 марта. Великий пост. В храмах Великим постом проводится Таинство Соборования.
О его духовном смысле, — священник Алексий Дудин.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница