В октябре 1892 года газета «Ростовские-на-Дону известия» опубликовала небольшое стихотворение, посвящённое памяти поэта Кольцова. Публикация получила массу положительных отзывов, и редколлегия решила попросить у автора для печати ещё какой-нибудь материал. Однако найти его сотрудникам газеты удалось не скоро: выяснилось, что автор оказался в Ростове случайно, проездом. Не имея семьи и пристанища, он с самого детства бродяжничал и странствовал по городам и весям в поисках заработка. Но дотошные газетчики разыскали одарённого дебютанта и убедили не зарывать свой талант в землю. Так в русской литературе появился писатель Алексей Свирский. Среди многих его произведений современному читателю наиболее известна повесть под названием «Рыжик».
Книгу с полной уверенностью можно назвать автобиографичной. Скитания главного героя — мальчика-сироты Сашки по прозвищу Рыжик — почти буквально списаны с реальной жизни автора. Совпадает даже география повествования. Поэтому опыту и выводам писателя можно безоговорочно верить.
Повесть Алексея Свирского «Рыжик» — произведение довольно крупное, но при этом удивительно динамичное. События в нём развиваются стремительно и захватывающе. А начинается оно с того, что жители деревни с говорящим названием Голодаевка, Аксинья и Тарас, ранним утром находят у себя во дворе умирающую нищенку с трёхмесячным младенцем. Женщина не доживает до приезда врача и полиции. Младенца забирают себе бездетные Тарас с Аксиньей, крестят и называют Александром. А в домашнем обиходе зовут Рыжиком за огненную шевелюру.
И всё же судьба Рыжика складывается так, что ему придётся узнать голод и нищету, бродяжничать и драться за кусок хлеба. Но храня в глубине души память о том, что когда-то люди были к нему добры, Сашка не теряет человеческого облика, не озлобляется, и даже в своём незавидном положении стремится помогать людям — дальней родственнице Дуне, случайно встреченному нищему фокуснику по кличке Полфунта...
Книгу Алексея Свирского можно назвать одновременно и приключенческой повестью, и литературой воспитания. Она идеально подходит для семейного чтения. «Рыжик» поможет детям и взрослым найти общие темы для разговора и вместе поразмышлять о важном и вечном.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди