В августе тысяча восемьсот восьмидесятого года в посёлке Стрельня (в настоящее время он входит в состав Санкт-Петербурга) начался сильный пожар. Шестнадцатилетний князь Александр Дмитриевич Львов взволнованно наблюдал за происходящим. Ветер с моря ещё сильнее раздувал огонь, дачные домики загорались один за другим и пылали, как факелы. Когда прибыли пожарные из Санкт-Петербурга, тушить уже было нечего: выгорело пол-Стрельны.
Александр хорошо запомнил этот печальный случай. Молодой князь проникся идеей организованной борьбы с пожарами. Для начала он решил создать профессиональную пожарную команду в Стрельне. Для этого выпросил у матушки участок земли, сам составил проект и соорудил пожарное депо с высокой каланчой. На личные средства князь Львов нанял частную пожарную дружину. В июне тысяча восемьсот восемьдесят первого года восемь огнеборцев с самым современным пожарным оборудованием заступили на вахту.
Мало кто поверил в серьёзность намерений юного князя. Многие восприняли эту затею Львова как очередную дворянскую забаву. Но со временем дело Александра Дмитриевича получило широкую известность и глубокую признательность. Ведь пожарная команда Львова тушила пожары не только в Стрельне, но и на всём протяжении дачного побережья Финского залива — до самого Ораниенбаума (современный город Ломоносов). Рослых львовских пожарных в медных касках, вооружённых баграми и топорами, можно было увидеть и в Петергофе, и в Лигове. Иногда огнеборцы Львова, только что потушив один пожар, не отдохнув, торопились на другой. Нередко на тушение выезжал и сам князь. Львов наравне со всеми не только тушил пожары, но и нёс караульную службу, занимался строевой подготовкой, уборкой помещений, уходом за лошадьми, чисткой конюшен.
На второй год существования Стрельнинской пожарной команды князь Львов установил первую пожарную сигнализацию в России: используя телеграфную сеть, соединили двенадцать электро-сигнальных аппаратов в наиболее населённых пунктах Стрельнинского района. Александр Дмитриевич стремился постичь все нюансы пожаротушения, всё новое и полезное сразу привносил в свою пожарную команду. По инициативе Львова в Петербурге с успехом прошла первая в стране Пожарная выставка, на которой были представлены передовые для своего времени средства и способы пожаротушения.
За десять лет пожарная команда Львова выросла до ста пятидесяти человек, за эти годы стрельнинские огнеборцы ликвидировали примерно двести крупных пожаров. Но главной целью Александра Дмитриевича было создание хорошо обученных и оснащённых пожарных команд по всей России. Он открыл школу для подготовки брандмейстеров — начальников пожарной части. Также он участвовал в съездах пожарных и страховых деятелей, занимался изданием пожарно-технической литературы и журнала «Пожарное дело», написанием учебных пособий. В тысяча восемьсот девяносто четвёртом году Львова избрали Председателем Российского Пожарного общества и вплоть до революции князь руководил всем пожарным делом в России.
Князь Александр Львов всю свою жизнь положил на служение ближнему, на спасение его жизни. И до сих пор создателя первой добровольной пожарной дружины не забыли на родине. В две тысячи десятом году Стрельнинскому пожарно-спасательному отряду присвоено имя князя Александра Дмитриевича Львова.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».