В конце девятнадцатого века настоящим бедствием для каждого крупного города была детская беспризорность. Не являлся исключением и Санкт-Петербург. Тысячи детей на петербургских окраинах оставались без присмотра родителей на весь день, поскольку их отцы и матери работали по десять-двенадцать часов на фабриках или в услужении. Именно эти беспризорные ребятишки использовались преступниками в дурных целях: как сборщики милостыни или участники воровских шаек. Для того, чтобы вытащить детей из криминального окружения, организовывались частные детские приюты и дома трудолюбия. С помощью трудов врача и благотворителя Александра Анисимова в Охтинском сиротском приюте были спасены сотни мальчишек и девчонок, за что они были всю жизнь благодарны Александру Фёдоровичу.
Александр Анисимов родился в тысяча восемьсот шестьдесят пятом году в Риге. Саша рос в любящей семье, детство его было счастливым и безоблачным, пока тяжело не заболела мать. Несмотря на все усилия докторов, матушка скончалась. Так у Саши появилась заветная мечта: когда он вырастет, то обязательно станет помогать больным людям возвращать силы и здоровье. С самого юного возраста Александр проявлял сострадание и заботу об окружающих.
В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году Саша Анисимов окончил с отличием Санкт-Петербургскую Императорскую Военно-медицинскую академию (в настоящее время - Военно-медицинская академия). Следующие десять лет Александр Фёдорович трудился ординатором и заведующим детским отделением ОбУховской больницы в Петербурге. Надо сказать, что в течение долгого времени в Петербурге имелись лишь военные госпитали, а обычным, гражданским людям негде было получить медицинскую помощь. ОбУховская была первой гражданской больницей России, к тому же в ней могли лечиться небогатые люди за счёт пожертвований состоятельных благотворителей. Здесь Анисимов мог полностью реализовать своё стремление к делам милосердия и помощи ближним: больные знали, что "безотказный доктор" всегда откликнется и придёт на выручку, даже в самый неурочный час.
В тысяча восемьсот девяносто девятом году Александру Анисимову предложили возглавить Охтинский приют, и он с радостью согласился. Приют был рассчитан на сто пятьдесят приходящих детей: они находились здесь с восьми утра до шести вечера. Александр Фёдорович решил организовать дополнительное сиротское отделение, где могли бы постоянно проживать сорок девочек-сирот в возрасте от шести до одиннадцати лет. Для устройства отделения сделали надстройку одного этажа над приютом. При Анисимове воздействовать на детей допускалось только словом и примером, избегая физических наказаний. Дети, разделённые на группы по возрасту и способностям, проходили программу начальных училищ, вместе с тем занимались различными ремёслами, приучались к исполнению хозяйственных работ.
В тысяча девятьсот девятом году Александр Фёдорович вышел в отставку по болезни и уехал в своё имение в СЕбежском уезде Витебской губернии. Здесь он продолжал бороться с беспризорностью и нищенством, так как местные крестьяне целыми сёлами отправлялись вместе с детьми в город заниматься попрошайничеством. Александр Фёдорович организовал садоводческую школу для воспитания сирот и детей из бедных семей. Он сам разработал программу обучения. Ему хотелось, чтобы мальчикам и девочкам привили уважение и любовь к земледельческому труду, воспитали в них умение эффективно вести крестьянское хозяйство. К сожалению, Анисимов не успел реализовать все свои задумки: вскоре он скончался.
В последний путь Александра Анисимова провожали крестьянские дети. Добрые начинания Александра Фёдоровича по достоинству оценили его воспитанники, ради которых он так много трудился всю свою жизнь.
24 апреля. О святости Священномученика Антипы Пергамского
Сегодня 24 апреля. День памяти Священномученика Антипы Пергамского.
О его святости, — священник Августин Соколовски.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница