"Аборты - что нужно знать, чтобы их не было?" Семейный час с Туттой Ларсен и протоиереем Артемием Владимировым (08.10.2016) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

"Аборты - что нужно знать, чтобы их не было?" Семейный час с Туттой Ларсен и протоиереем Артемием Владимировым (08.10.2016)

* Поделиться

прот. Артемий Владимиров2У нас в гостях был духовник Алексеевского женского монастыря в Москве протоиерей Артемий Владимиров.

Разговор шел о том, может ли быть запрет абортов способом борьбы за жизнь нерожденных детей, как Церковь относится к супружеским отношениям, и действительно ли каждая православная семья призвана быть многодетной.

 

 


Тутта Ларсен

- Здравствуете, друзья вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера» в студии Тутта Ларсен, и наш гость, постоянный собеседник в этой программе духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, член Союза писателей, педагог, протоиерей Артемий Владимиров. Здравствуйте!

А. Владимиров

- Приветствую вас.

Тутта Ларсен

- Сегодня, предлагаю вам очень острую и жесткую конечно тему. Тему, которую в интернете называют «холивар». Который вызывает неизменно очень серьезные столкновения мнений и впечатлений, эмоций, это тема Абортов. Я не предлагаю рассуждать на тему надо ли их делать или нет. Давайте может быть, поговорим сегодня о том, что мы можем сделать, что мы можем знать, чтобы их не было, чтобы они минимизировались и сегодня это действительно та тема, которая раскалила общество. И мне бы хотелось выстроить, может даже для самой себя какую-то более или менее зрелую и определенную точку зрения, поскольку у меня её действительно нет. То есть я безусловно согласна с идеей, что аборт - это смерть, убийств, зло и трагедия в жизни каждой женщины с одной стороны, но с другой стороны я совершенно не у ветрена, что запрет абортировал на государственном уровне, это выход и решение проблемы. Вот, давайте попробуем каким-то царским путём сегодня, в это час пройти.

А. Владимиров

- Я думаю, что наше размышление будет полезным, с одной стороны мы не государственные лица и не политики, каждое слово которых ловит пресса, как хорошо настроена, так и

Тутта Ларсен

- Оппозиционная

А. Владимиров

- Так и зловредная. Но, мы люди, рождённые нашими мамами. Мы радуемся тому, что нас не абортировали не на раннем, не на позднем сроке.

Тутта Ларсен

- О да, хотя я не знаю как в вашем детстве и кругу, а вот, например, скажем так, сверстницы и соратницы моей мамы, бабушки, ну я так понимаю, что

Та тема в Советском Союзе просто крайне актуальная и женщины очень часто, к сожалению, прибегали к этой процедуре, ну как к зубному сходить.

А. Владимиров

- Почитать, как чуть ли не само самой разумеющееся.

Тутта Ларсен

- Да, то есть это было все равно, что сходить вырвать зуб.

А. Владимиров

- А между тем мне всегда вспоминается Достоевский «Братья Карамазовы», и та самая слезинка ребёнка которая, не стоит мировая, в том числе и социальная гармония. У меня даже по поводу распада Советского Союза есть своя теория. Я думаю, что три зубра, кто там был Лукашенко, Ельцин, Кучма разошлись в разные стороны, не только потому, что они подписали нечто вопреки результатам референдума народа Советского Союза, высказавшихся за сохранение единства. Но и ещё по Божьему попущению, потому, что все в нашей жизни неслучайно, и то, что случается под сердцем мамы проецируется в планетарном размахе. Вот такой четвертованный младенчик, ладно Емельяна Пугачев, он знал, за что ему рубят голову на лобном месте, но Красной Площади. Такой младенчик, издающий свой безмолвный крик, сотрясает всю громаду мироздания. И, думается мне, что наш колосс, Советский Союз удалось нашим заокеанским друзьям, и собственным лицам обличённым властью, как Гришин кафтан разорвать четвертовать, расчленить, не без темы о которой мы говорим. Потому что, безусловно все завоевания в области внешней политики, оборонки, дай Бог в системе образования какие-то реставрационные работы у нас начнут проходить. Все-таки упираются в эту тайну, тайну челородия, тайну зачатия, тайну рождения, и всегда из Псалтыря, я в связи с нашей темой, а ведь батюшке часто приходится беседовать и Слава тебе Господи достигать успехов в общении с отчаяньем без пяти минут мамочками, которые думают отказать себе в материнстве. Вспоминаются слова в Псалтыре: « Ты Господи хранишь младенцев». Прямо таки буквальные слова, действительно Бог хранит младенцев, и через материнский инстинкт, и через нравственные чувства. Сколько я не слышу исповедь за 35 лет, за 32 года всегда в этих тайных признаниях слезных шла как на заклание, потом бывает, притупляется совесть. Однако ещё помню, молодым священником, только начел преподавать в Московской Духовной семинарии и академии, вдруг меня без пяти минут пастыря с молоко на губах отправили в Польшу для участия в конференции «За жизнь». А Польша тогда занимала очень сильную позицию, как сейчас в какой-то нашей республике запрет на аборты был сформулирован. И я тогда впервые узнал, на это конференции, больше конечно слушал, что ни одна душа, которая в нелегкий час решилась, и может быть троекратно, повторила это страшное дело, не обходится без послеабортного синдрома, послеабортного психоза. Природу не переделать, мы не из металических стружек, не из папье-маше, и вот такая мама не состоявшаяся, или насчитавшаяся своих деток. Вот она смотрит, проехала коляска, а вот ранец Немет за спиной первоклассник, а моему было бы столько-то, а сейчас он бы учился в таком классе. Слава Богу, что я священник, а не госпожа Мизулина, которая борется в Думе, или не какой-то интервьюер корреспондент. Слава Богов, потому что у меня есть возможность Богом данная реально вот эту разворошенную совесть, которая как язва трофическая кровоточит, не просто увидеть и заняться статистикой, и даже не просто по-человечески посочувствовать. Нам сочувствие даётся, как нам дается благодать. Но, быть свидетелем покаяния, потому что только один Создатель, который на кресте взял всю бездну человеческих грехов и простирает с любовью свои руки, ко всякому кто готовы раскрыть язву души. Только один Создатель может утолить душу своей кровью омыть этот грех. И все-таки приходится наблюдать, Бог прощает, а сам человек себя, может быть, и не прощает.

Тутта Ларсен

- Почему же тогда, эта тема, это действо стало сегодня предметом

А. Владимиров

- Ожесточенных схваток?

Тутта Ларсен

- Нет. Предметом как бы борьбы женщины за, то есть это стало частью, мы с цивилизацией вроде бы, в чем-то права женщин попирались, и сейчас женщина получила больше возможностей для полноценной жизни радостной. Почему части этой полноценно жизни женской становиться аборт, детоубийство? Почему нам женщинам это так необходимо, если потом вы сами говорите, вы становитесь свидетелем ломки, которую после этого женщина переживает.

А. Владимиров

- О да. Ну, вы знаете, то ли ещё будет, если себя представлять не Богоданной личностью, у которой в сердце, кстати, аборт это и проблема мужчин, не будем

Тутта Ларсен

- Я, об этом очень, очень хочу поговорить чуть-чуть попозже.

А. Владимиров

- Да, мы ещё раз зададим им перца. Но, я хочу сказать, что если ты ощущаешь себя Богом сотворенной личностью и у тебя вмонтирован, говорю намеренно техническим языком, детектор истины, который называется совесть. То, простите право стать убийцей, это не право, это кошмар который нам навязан со вне и тут, кстати, Сталина хочется вспомнить, который может быть много народа и вывел на корню, но аборты то запретил. А, нам так скоро внушат, что не только у женщины или мужчина, а у 12 летнего мальчика или девочки будет право изменить свой пол. И мы будем бороться до тех пор, пока это право не начнёт, реализовываться в поликлиниках думаю, что все эта рассуждения «права человека» попахивает все-таки каки-то не слишком симпатичным подтекстом, если речь идёт в кавычках, идти против природы, идти против собственного изначального назначения, призвания, против счастья отцовства, материнства.

Тутта Ларсен

- Но, женщины которые выступают за, и которых кстати по такому очень интересному определению в фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) говорят, тему абортов вообще должны обсуждать только те у кого есть матка, все остальные пожалуйста вон, потому что вы все равно ничего не понимаете, и вы вообще ничего не смыслите, и это вообще не ваше собачье дело. И женщины которые говорят, оставьте нам право решать самим, они упирают как раз на то, что это моё тело, почему вы за меня будете решать, что мне делать со с своим телом. Я, хочу, сделала, не хочу, не сделала.

А. Владимиров

- Да, так может говорить вконец ослепшая, ожисточевшая душа, отождествляющая себя с бренной плотью, считающая и младенчика шмотиной глины, так что у тебя есть право эту шмотинку куда-то бросить в корзину для мусора. Но, это согласились, уже определенное мироощущение, мировозрение не дотягивающее даже до философии Базарова, был такой известный циник в XIX веке, литературный герой романа «Отцы и дети», который говорил, я смотрю на небо только тогда когда хочу чихнуть, умру я и больше ничего, умру я, и лопух после меня не вырастит. Но, любовь Одинцовой, и влечение к этой статной Русской дворянке победило, и Базаров умирал уже не феминисткой и не поборником мужских прав, а умирал человеком, это гениальное перо художника. В этом смысле дорогие мои, разговор у нас действительно болезненный, но он не может не трогать за живое. С одной стороны человек кузнец или Кузнечиха собственной судьбы, что хочу то и ворочу, и брак я превратил в фабрику кухни, фабрики смерти, сама я себе судья. Но, вспомним Бориса Годунова, бессмертное произведение написанное Пушкиным, когда ему было 25 лет. Как и Микеланджело изваял «Марте дель Позо», скорбящую Богоматерь в 25 лет. Все ему мальчики кровавые снились, мужчина брутальная натура, осколок антрацита, и тот не выдержал по версии Пушкина, вести об им же состроенной смерти чужего мальчика, пусть и царской крови, а тут твоя собственная утроба, тут дитя, которое дано тебе не без Божьей помощи. Я вот знаете, иногда испытываю именно эти трудности, о которых вы говорите, потому, что сегодня к священнику приходят люди самых разных званий, состояний, намерений. И священнику за одну две минуты, которые мне предоставлены для общения нужно помочь сформировать какое-то судьбоносное решение. И вот на памяти у меня были такие отчаявшиеся мамочки. Доведённые мужчинами простите до белого каления, или родственниками которые как коршуны кружиться над девушкой. Тебе рано, тебе нельзя, зачем тебе все это

Тутта Ларсен

- Жизнь поломаешь себе.

А. Владимиров

- Да. И приходиться прибегать просто к невербальным, сверхлогичным каким-то способам общения, и иногда знаешь, что это накладывает на тебя ответственность. Бывает, скажешь так, а можно мне быть крестным вашего «Бемби», и вот вам на памперсы первый взнос 5 тысяч рублей. Да, что говорить именно неизвестность, завтрашней день, неуверенность в нем, ощущение себя покинутой, брошенной, бывает и толкает женщину на противоестественный образ мысли, а я ещё убеждён в существовании дьявола. Знаете, иногда набрасывается на беременную женщину, какой-то мрак, наверное, через людей действует, которым все некогда, которые как некоторые мужчины, твоё дело я к этому морально не готов, это меня не интересует.

Тутта Ларсен

- Сама залетела, сама и разбирайся.

А. Владимиров

- Да. Или вот эти мамы Советской штамповки крутят у виска. И, безусловно, вижу, что малейший тоненькой ниточки, не любви, а внимания, поддержки. Ну, что вы, вы только родите, а всеми силами государство возьмёт на себя, ваше дитя. Не свершайте, потом, как убийственно мы любим, и как всего верим, что сердцу нашему милее. Вот вам роза, возьмёшь розу белую раскрытую стоящую у чудотворной иконы Богородицы, вот вам от Матери Божьей, от той, которая покровительствует материнству, и не оставит вас. Так или иначе, но думаю, что если бы немножко теплее были мы все вместе взятые. И прежде всего кровные сродники, и если бы немного побольше гарантии в том, что мама не будет оставлена на единые с трудностями по взращиванию младенца, и Лукавый отходит. А так бывает, что прямо в голову ей бьет эта чёрная мысль, и представь себе недели две три спустя, она появляется на исповедей и не может найти никакого покоя, но это наиболее чистые натуры. Сейчас кстати

Тутта Ларсен

- Хорошо, что они на исповедь ведь иногда ходят.

А. Владимиров

- Да, сейчас молодёжь все-таки гораздо более преосвященств, чем в те Хрущевские незабвенные годы, когда на конвейер все это было поставленно.

Тутта Ларсен

- Это «Семейный час» на радио «Вера» у нас в гостях протоиерей Артемий Владимиров. Говорим о непростой теме абортов, и о том, как нам жить, и что надо делать, чтобы их стало меньше, и чтобы может быть их вообще бы и не стало. Вы сказали о том, что иногда приходится использовать какие-то невербальные формы для того, чтобы убедить девушку. Пообещать ей поддержку государственную, ведь это же мало что на самом деле даёт. Ну, что даёт государства, ну не знаю, мне, мы получаем какие-то 500 на ребёнка в месяц и, вот и вся поддержка.

А. Владимиров

- Помимо государства, необходимы, конечно, личные свидетельства, отвоевав готовности быть рядом, и. Вот, я благодарю Бога, что у меня такое призвание, батюшки к которому не зарастёт никогда, на Руси народная тропа. В Америке обращаются к астрологам, в Европе к психологам, у нас народ бежит к батюшкам. И конечно у Бога всего много, сегодня приходы православные, могут стать своего рода бомбоубежищами потому, что у нас, как то мы вспоминали теперь есть и пеленальные, и детские площадки, и Слава Богу такой замечательный наш современник как Владыка Пантелеимон. Он возглавляет, у нас в Москве, отдел социальный, церковный, уже открывает даже такие милые, тихие неформальные заведения, где мамочка беременная получит, перемогу, может отсидеться, где её накормят и напоят

Тутта Ларсен

- Ну, да это кризисный центр для женщин

А. Владимиров

- Даже тут какую-то медицинскую помощь.

Тутта Ларсен

- Ну, вот мы с вами этого вопроса, но это ведь действительно совершенно дико несправедливо. И то что, наверное, возбуждает в женщине вот эти как раз феминистские страсти. Это то, что тема абортов, даже государством, она вешается на женщину. То есть аборт, это про женщину. Но, зачатие то про обоих, про мужчину и про женщину.

А. Владимиров

- Безусловно.

Тутта Ларсен

- И так часто получается, что когда женщина находиться перед выбором, сохранить ребёнка, или его убить. Она одна решает эту проблему, мужчина устраняется.

А. Владимиров

- Я считаю, что нет худшего предательства, нет худшего вида дезертирства, нет большей полости. Почему, наверное, профилактику этого самого страшного греха, который может быть на земле, необходимо совершать в школе. Слава Богу, я ещё педагог, как вы мама оценили бы такой урок. Первоклассники, милые дети какие же у вас милые лица, как приятно с вами общаться. Я смотрю батюшка, на вас, и взираю далеко, далеко вдаль на ваше будущее. И вот так немного убаюкивая детей, вы задаёте им вопрос, дорогие первоклашки поднимите, пожалуйста, руку, кто помнит, как он себя чувствовал, что думал сидя у мамочки под сердцем. В тот период, когда она его вынашивала, пожалуйста, не стесняйтесь у нас с вами неформальный урок, жду ваших ответов. Попробуйте задать такой вопрос в десятом классе, они просто посмотрят на вас, как на человека с приветом. Первоклассники поднимают руки, ещё смотрят друг на друга, Маша, Миша. Я все это описал в своих книжках педагогических, такие уроки. Пожалуйста, Машенька, дай полный ответ не говори нормально, самое выразительное в мире слово. Батюшка мне было у мамы очень хорошо и спокойно. Перебоев в снабжении не было? Питалась ты тогда сытно, все тебя удовлетворяло в рационе? Я люблю с детьми говорить по-взрослому. Да, батюшка! А, ещё что? А, ещё я ждала когда увижу этот мир. Ну, у Светланы Копыловой есть притча, она не оригинальная, но она так здорово её переложила на музыку, что рекордные рейтинги в Интернете это повествование приобретает. Два малыша спорят в утробе матери, есть ли там жизнь или нет. И конечно, вот такие вопросы, такие уроки, это и есть профилактика. Спросите мальчиков, мы говорим сегодня о мужчинах, пятиклассники. Дорогие мальчики, у нас с вами сегодня необычный разговор о Тайне жизни, это вместо каких- то секс просвета, вот этический подход к теме. Кто может мне сказать, сколько времени примерно вашей маме понадобилось время, чтобы произвести вас на свет Божий. Я имею, введу не вынашивание младенца, а сами роды. Пожалуйста, Серёжа! Серёжа говорит, ну минут 15. Потрясающе, осведомленность удивительная. А, скажите, пожалуйста, а мама когда рожает ребёнка, она плачет или улыбается. Ха-ха-ха, так или иначе, в занятной форме, идёт соприкосновение детей, которые по возрастной психологии как будто бы ещё не доросли до проблемы, идёт соприкосновение с этой темой. И, здесь педагог закладывает очень важный маршрут, следуя по которому ребёнок будет более или менее застрахован от глупостей, оканчивающихся катастрофой.

Тутта Ларсен

- Но постойте, думаю, с вами тут поспорили бы некоторые наши слушатели. И сказали бы, что ребёнок будет застрахован от глупостей, если вы ему объясните, что такое контрацептивы, для чего они существуют и как ими пользоваться.

А. Владимиров

- В связи с этим мне вспоминается эпизод их 90-х годов. Звонят из экономического лицея в центре Москвы привилегированный такой, что простому ребёнку не попасть. Директор, такой курчавенький, немножко картавящий батюшка простите, я сразу вам скажу, что я не верующий, но мы сказали вы, трудитесь, в педагогике. Нам нужно, чтобы вы сегодня провели лекцию, мы собрали всех старшеклассников. А, что так срочно, какая лекция? Дело в том, что мы вчера пригласили по сексуальному просвещению двух специалистов из Канады, они хорошо говорят по-русски. Они на пальцах объяснили, что как одевается, куда вставляется. Произошла какая-то бомба, дети потеряли способность не только учиться, но спать и есть. Нам в Патриархии сказали, что вы

Тутта Ларсен

- Вы, антидот

А. Владимиров

- Что нужно, вот да выстрелить из дзота батюшки Артемия. Ничего себе постановка вопроса, сколько вы мне даёте время? 45 минут, мы не можем сорвать учебный план. Что? Как? Иду по пути, по лестнице думаю, но Боженька то и помогает. Что за 45 минут после этого безобразия, по статистике число абортов в геометрической прогрессии увеличивается, когда как ИГИЛ раздают противосамолетные установки, под видом умеренной оппозиции. А здесь детям, известные средства. Дорогие друзья, и я им описал картину Брюллова «Гибель Помпеи». И когда, с помощью художественного слова, я рассказал, как накрыло этот античный город массой пепла, раскалённых косней и лавы, описав предварительно какие там нравы царствовали, и чем занимались дети и взрослые друг с другом. Вот, только с помощью какого-то художественного слова, какого-то образа можно повернуть знание. Это может быть какой-то хороший художественный фильм, за жизнь в пользу верности и материнства. И, к сожалению дров, наломано за девяностые и двухтысячные немало. Я, очень большую надежду возлагаю сейчас, на двух прекрасных женщин, это министр образования и Российский «Омбудвуман», я её зову «Омбудледи» мама с шестью детьми, так что общими усилиями нам сегодня действительно нужно вот эту стагнацию сознания, эти клишированные мозги. Пусть уже не средних лет люди, но нашей молодёжи все-таки вернуть на русло здравого смысла, человечности, глубокого постижениям сущности вопроса. И я очень рад, что эта тема, пусть и не безболезненная, представлю, что в меня полетят все стрелы, которые вы на себя вызвали, и я как Сан Себастьянов готов принять, на себя все инвективы. Какой-то части наших слушателей, а что в споре пусть родиться истина.

Тутта Ларсен

- Продолжим наш разговор, через минуту.

Тутта Ларсен

- Вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера», у нас в гостях протоиерей Артемий Владимиров. Говорим об острой теме которая в последние недели сотрясает все средства массовой информации, социальные сети, да и в общем-то наверное в сознании каждого из нас, тема абортов. Мы, не говорим о том хорошо это или плохо, мы говорим о том, как нам относится к этой теме, и что мы должны сделать, что мы должны знать для того, чтобы абортов не было. Мы с вами, вы упомянули эпоху Сталина, когда аборты были запрещены, собственно мы, через запрет уже проходили. И та же самая статистика говорит, что если просто на уровне законодательном мы запрещаем это действо, то женщины начинают делать это подпольно, возрастает жутко смертность и опять же ходят в интернете такая формулировка, что в каждой лесопосадке вы будите младенческие трупы находить. Лучше дать возможность женщине сделать это

А. Владимиров

- Интеллигентно, легально

Тутта Ларсен

- Ну, безопасно в медицинском учреждении, соответствующим уходом и медикаментами. Нежели это все начнётся, средневековое мракобесие и женщины начнут просто погибать.

А. Владимиров

- Ну, мы с вами действительно сошлись в главном, грех есть грех, и давать каждой крохе понятие о добре и зле, и развлечение их, это правейший дог. Профилактика болезни избавляет пациента от самого забеливания, но аспекты мы затрагиваем по необходимости и государственного, политического управленческого характера. Почему сейчас, наверное, я не хотел бы оказаться на месте людей обличённых властью, сложная проблема. Но, тем не менее, как частные люди, граждане, мы можем об этом говорить, представьте себе, что мы живем в обществе каннибалов. Вот у нас не приведи Господь, на территории Российской Федерации, каннибализм распространился, и нет такого города, где в соответствующих продуктовых магазинах не поставлялись соответсвующие окорока, и прочие кошмарный сон Фёдора Михайловича Достоевского. Вы правителя, который решил положить конец этому делу. С моральной точки зрения все ясно, остаётся удивляться, почему в тартарары не провалилось это общество. Но, вот какие-то меры, средства, я вот вспоминаю, как наш Владимир Владимирович Путин вытаскивал Россию из 90-х годов, поражаюсь его выдержке. Я думаю, все спалил бы напалмом и сам бы стал, жертвую каких-то таких, быстрых, но не всегда эффективных мер. Но, вот как бороться с каннибализмом, если на бытовом уровне они распространен. Наверное, нужно придумывать законы, которые ступенька за ступенькой ограничивали бы эту смертность активность.

Тутта Ларсен

- Ну, а если больше есть нечего?

А. Владимиров

- Закон первый, запретить охотится на людей, в ночное время, затем в дневное время. Затем, наверное, стал бы потихонечку, какие-то такие уже строгие законы, наказующие издавать. Вот сейчас, по-моему, это и рассуждает, of это называется вывести аборты из поля оплачиваемых услуг, потихоньку, полегоньку. Но то, что как сказала вчера госпожа Мизулина, наша дама из области законотворчества, что сейчас общество как разворошенный муравейник, или осиное гнездо. Стало это обсуждать, скрещивать копь, это хорошо, проблема обозначена, равнодушных нет, это лучше чем стагнация 90-х годов, когда кровь младенцев текла, рекой и все считали, что так нужно. Высказался Патриарх, как гражданин и как глава церкви, высказалась наша женщина «Омбудсмен», будем идти вперёд. Но, моё маленькое дело, как священника, педагога, литератора, конечно, действовать в отведённом мне русле, и обходя моря и земли глаголом жечь сердца людей.

Тутта Ларсен

-Вопрос с абортами, он ведь не только этический, и не только духовный, он очень в большой степени, к сожалению экономический. Мы вас, наверное, если спросим всех людей, которые кричат за сохранение возможности абортов. Как ты относишься к абортам, все скажут, я отношусь к этому плохо. Ну, 90 процентов людей понимают, что это то действо, которого в своей жизни лучше избежать. Но, при этом аргумент всегда очень простой и сильный, что делать? Хорошо, а что нам делать с этим ребенком? Нам его не на что воспитывать, нам негде с ним жить , нам нечего будет кушать, и нечем будет его кормить, мы сейчас не можем позволить себе ребёнка, мы к этому не готовы.

А. Владимиров

- Ну, это такая мантра, плодить нищету, которой можно противопоставить другие, куда более светлые изречения. Я, их чёрную из сокровищницы народной мысли. «Будет зайка, будет и лужайка», какая такая лужайка? А вон на Дальнем Востоке, по гектару земли бесплатно раздают, Столыпинская реформа, поезжай, выращивай Женьшень, маринуй и продувай по 300$ за дести граммовую баночку, у Бога всего много. Опыт, конечно, подсказывает, что если бы мы были предоставлены только слабым собственным силам, или каким-то государственным вспоможение мы, дело далеко не ушло. Но, есть тот, имя которому Любовь, и это не теория, и не романтика, Бог необыкновенно близок к человеку, в самую страшную его выбора «To be o not to be» рожать или не рожать. Когда мы действуем согласно внушениям совести, когда мы подменяемся этому вечному, непреложному закону правды и любви, Господь награждает наше сердце покоем и миром. И, я знаю этих мамочек, которые приносят на крещение малышей, благополучно рождённых. Есть ведь ещё и другая проблема, покажите мне хотя бы одну маму, которую бы врачи не пугали в женской консультации. Может быть кому-то и повезло, в Майами если рожают, но похоже, что некоторые люди в белых халатах иногда создают, какую-то психологическую подпочву, пугая всякими проблемами, скринами. И многие мамы, чувствуют, как из под ног у них уходит земля. Между тем, как можно было бы так бережно и позитивно, и трепетно с ними обращаться.

Тутта Ларсен

- Но, ведь есть и объективные диагнозы, которые с медицинской точки зрения, показания для прерывания беременности.

А. Владимиров

- Мы об этом сейчас как будто бы не спорим, и не говорим. Хотя, чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса. Вот, вам история краткая, за полторы минуты. Мама четырёх детей, красивых девочек, может быть, она меня сейчас слышит, но я не называю её имя. Забеременела пятым ребёнком, семья, кстати, вполне состоятельная, и вдруг первое обследование, гидроцефалия. Не поверили, стали повторные проводить исследования, увы, они точны. Такой ребёнок не имеет шансов на продолжение жизни, более того представляет угрозу для матери при рожах. Как раз тот случай, когда прибывание беременности

Тутта Ларсен

- Показано. Необходимо.

А. Владимиров

- Да, предоставляется женщине осуществить это право. Но, вот мама интеллигентнейшая женщина, из профессорской семьи. Мама внутренним чувством определяет, что она хочет родить этого ребёнка, и крестить его. Она понимает, что таинство крещения, это светлое поле, благодать в котором приобщает дитя к живому Богу, вводит его в вечность. Никто из врачей не хотел соглашаться, что дура что ли? Она, наконец, находит, за большие деньги, профессор, который соглашается её вести. Подготовили сестрицу, обучили ее, как крестить дитя, принесли святую водичку от батюшки, это история семилетней давности. С первым вздохом младенец родился, со вторым вздохом был крещён, с третим отощал в мир иной. Я, отпивал младенца Александру, в честь царицы, святой мученицы, и помню беленький, маленький гробик. Какое-то ощущение Пасхи, или тайны раскрывшейся над нашей головой, и сейчас у нас в нашей обители, кто не верит дорогие слушатели, пусть проверят. Вы, найдёте перед зданием школы, памятник сделанный супругами из художественного метала, и лампадка, неугасимая лампадка. Прихожане верят, что здесь можно у этого младенчика выпросить все, что хотите. Двушку поменять на трешку, переехать из Чертаново, на Остоженку, обрести жениха, найти репетитора для ребенка. Вот этот младенчик у нас теперь главная святыня в нашей обители, живая душа. Конечно уникальная история, я считаю, что эта мама

Тутта Ларсен

-Такой силы духа.

А. Владимиров

- Сила духа потрясающая.

Тутта Ларсен

- Не хватает её большинству женщин, не хватило её и мне, например.

А. Владимиров

- Ну, я хотел только рассказать, что бывает, чтобы действительно показать, что жизнь зачастую не укладывается в какие-то прокрустово ложе, обыденных представлений.

Тутта Ларсен

- Ну, когда тебе говорят, что у ребёнка несовместимый с жизнью порог сердца и направляют тебя на искусственное прерывание беременности, ты доверяешь врачам в этот момент. У тебя нет даже мысли в этот момент о том, что может быть надо как-то по другому к этому вопросу отнестись. Сильна

А. Владимиров

- Была такая. Отец Дмитрий Смирнов, который возглавляет наше ведомство по защите материнства, семьи и брака, любит рассказывать истории, в свойственной ему манере, немножко такой брутальной

Тутта Ларсен

- Пассионарной

А. Владимиров

- Да, однажды, я скажу на это тебе следующее. Однажды к врачу в конце XVIII пришла мама, которая сказала, что у неё пять детей родились слепыми, у папы какая-то непреложная болезнь, у неё у мама, тяжелая болезнь, стенокардия. Что мне делать с этим ребёнком? Врач сказал, рожайте, родился Людвиг Ван Бетховен. Действительно, здесь есть, наверное, у каждого свое сердце, и у каждого своя совесть, но я всегда беседую о таки пограничных, эти вопросы в Русской литературе, называются проклятыми вопросами. Всегда конечно либо держу язык за зубами, любо ставлю себя на месте, чтобы я сказал, как бы я поступил. Ну, вот у меня, у нас родилось двое близнецов у мамы. Мой брат близнец имел порок сердца, думаю, что если бы в то время были такие

Тутта Ларсен

- Диагностика такая была.

А. Владимиров

- Такая диагностика, оставили ли его жить. Он, Митенька и Тёмочка, мы так звали друг друга. Он с тех лет обнаружил такой феноменальный музыкальный талант, что ударяя об кастрюлю крышку, прислушивался. Все это уже написал в своей книге воспоминаний, уже в семь лет он был исполнителем, в десять лет в филармонии в зале Чайковского, он притягивал народ своей игрой. На, шестом конкурсе Пётра Ильича Чайковского, первое место никому не дали, второе место занял Донохоу уникальный какой-то американский пианист, третье место было дано дочке филлипинской королевы, по личному звонку Брежнева, была возможность там базы какие-то авиационные. А четвёртое получил он. Ах, жизнь это драма, я думаю, что в нашей передаче сегодня вопросов больше чем ответов, но как хорошо, что эта передача называется Вера, без Веры жить нельзя, блажен кто верует, тепло ему на свете.

Тутта Ларсен

- Продолжаем «Семейный час» на радио «Вера» в студии Тутта Ларсен, и протоиерей Артемий Владимиров. Все-таки как бы мы старались тему перевести к вопросам совести, но бывают ведь такие страшные моменты. Когда, ну просто невозможно человеку, невозможно даже представить себе рождение ребёнка, с каким не будь страшным пороком. Вот, я не готов всю жизнь воспитывать больного ребёнка, я не знаю, я не выдержу, это не моё. Или, ну бывает действительно, когда женщина беременеет в результате насилия. И это тоже тяжкий труд, потому что даже если этот ребёнок физически здоров, как его постить? Как ему смотреть в глаза? И он будет тебе напоминать постоянно о том ужасе, который ты пережил. Я, не знаю, я не знаю, у меня нет ответа на вопросы. Я точно знаю, что мы все запретим, и сразу все эти явления исчезнут из нашей жизни, это неправда.

А. Владимиров

- Поэтому мы говорим, что начинать надо с измальство, но конечно эти вопросы, пограничные, проклятые как не назовёшь, они могут находить разные разрешения, в зависимости от того пространта в котором ты себя обретаешь. И если мы вспомним, что каждый человек предстанет перед лицом распятой и воскресшей любви. Есть высший суд, он недоступен звону злата. Все мы как осиновые листочки некогда у престола Божия будем стоять, и я очень рад, что сегодня мы вместе с вами трудимся. И вы как мама там за батюшку обязательно походатайствуйте. Когда пробьёт последний час природы состава части разрушатся земных. Все зримо опять покроят воды, и божий Лик отобразится в них. А с батюшек спрос в сто раз строже, чем с простых ведущих ту или иную радиостанцию. Священник мало того, что сам грешить по крупному не должен, он ещё и других должен как-то останавливать, вдохновлять. Словом все мы собираемся у, Божьего престола, и если под знаком вечности «Sub specie aeternitatis». Мама размышляет, когда на весах в тот самый момент правды и любви будет взвешена моя жизнь, коксов сейчас будет моё решение дать рождение малышу. Часто ещё врачи такого наворочают, ой у вас там срослись мизинчик и безымянный палец, это вроде бы как не норма. Или там социальные какие-то показатели, медицинские. Ах, нам мужчинам действительно об этом терроризировать и рассуждать. Потому что мы участники тайны жизни, но не носим под сердцем своего ребёнка.

Тутта Ларсен

- Даже если мы говорим, заглянем в молитвослов. Молитва жен, загубившая детей в своей утробе, жен, а мужчины как бы и не о чем тут.

А. Владимиров

- Минутку, минутку, речь идёт у нас, наверное, в требниках это проследование, и исповедь, крещение, и есть ещё правила Святых отцов, в частности Василия Великого. Правило, они принято разумом соборным разумом церкви, и говорит это правило о том, что если некая жена, женщина напоит ложесна быльем, то есть какой-то состав тростяной введёт в себя в надежде не зачатья, дабы не свершилась тайна зачатия, то по намерению она свершает грехом против жизни. То есть приравниваешься к греху убийства, но простите эти правила, они распространялись и на мужчин, в том смысле, что мужчина несёт не меньшую ответственность, чем его супруга скажем. И в этом смысле, ой какая тяжёлая страда нынче у священника. Потому что батюшка никому никого не должен распугать и отвадить от Божьего храма, а с другой стороны дело священника нравственно высветить ситуацию с тем, чтобы человек действительно сам себе выносил суд, и сам себе ставил отметку, либо пять либо кол. И мы сегодня говорим о том, что мужчинам нужно уметь брать ответственность за любимого человека. И сегодня, конечно, дай Бог, чтобы из наших школ выходили рыцари, чести, правды и добра. Которые могли бы отвечать за своё слово, раньше то говорили «я вас люблю» и добавляли будте моей женой. А, сейчас влекут на ложе, а ответственности брать за себя и за ближнего не хотят.

Тутта Ларсен

- Ну, вот и получается, что мы с вами в каком-то тупике. С точки зрения совести, с точки зрения духовности все понятно, этого быть не должно, контрасепцией тоже пользоваться нельзя, и человек должен руководствоваться, я не знаю учением Святых отцов и вообще видимо пребывать в каком-то перманентном целомудрии. А с точки зрения реальной современной жизни, люди вообще, иногда может и в мысли к этому не приближаются. Просто живут, аборты делают, просто избавляются и все. Но, вот когда ты им говоришь, больше так делать не надо, или нет, мы запретим тебе это делать, поднимается ужасный, хай, шум, гам. И возможность сегодня регулировать деторождение, степень свой независимости и свободы в отношениях с мужчинами, это абсолютная такая принадлежность цивилизованного нашего мира. И, любая отсылка к заповедям, тому, как с этими отцами, к былью, это какая-то архаика, это к нам сегодняшним не имеет никакого отношения.

А. Владимиров

- Ну, мне как батюшке известна и светлая сторона проблемы, потому что скажем уже 10 лет, Милостью Божьей я, и мои собратья священники, на одном месте исповедуют достаточно большое количество людей. Возьмите храм Никола в Кузнецах, отец Владимир Воробьев, храм отца Дмитрия Смирнова. Любой храм, где батюшка совестливо относится к своему делу, и ставит перед выбором свою паству, к свету или во тьму, причащаться святых Христовых Тайн или сидеть на голодном пайке. Зайдите сегодня в этот храм Никола в Кузнецах, и вы поразитесь тому, да и вообще, в столичных храмах не мне вам рассказывать, сегодня видим мы эти семьи, и многодетные семьи, видим благоговейных женихов и невест, которые трепетно относятся к будущему материнству, отцовству. И вы сами сказали, мученические песнопения, венец на голове жениха и невесты, это и царство, и благородство, верность свойство королей, и готовность на подвиг. Потому, что естество перенести в жертву сладострастию, совместить похоть и слепой расчёт ума не надо. А, вот так жить, чтобы наши дети были под Божьем покровом, чтобы они были здоровы душой и телом.

Тутта Ларсен

- Чтобы они были.

А. Владимиров

- Это конечно великое творческое напряжение ума и сердца, это вызов мировой тьме, это действительно это подвиг, но я сегодня вижу, что число этих счастливых пар умножается. И водно по состоянию самих детей, что добрая нравственность их родителей, это некий залог, путевка в жизнь. И думается, что значение нашей передачи, все-таки не в том, что мы кого-то убедили, а уж тем паче кого-то казнили, но мы стараемся с вами в духе истинности, простоты.

Тутта Ларсен

- Поразмышлять

А. Владимиров

- Поразмышлять, а выбор то за каждым из наших слушателей.

Тутта Ларсен

- Слово выбор уже не раз прозвучало здесь, и ведь мы сколько раз говорили о том, что главная ценность православного христианина, это свобода выбора, одна з главных ценностей.

А. Владимиров

- Безусловно.

Тутта Ларсен

- Так может нам тогда, и отстать, от тех кто выбирает аборт. Может быть, это просто их свободный выбор, и пусть они сами с ним и разбираются. Почему мы им это будем запрещать.

А. Владимиров

- Мы с вами желаем только, чтобы каждый прислушался к словам, которые некогда были произнесены Господом Богом Моисею, а в его лице Израильскому народу при выходе из Египта в Землю Обетованную. Вот они слова Божьи. «Я положил пред тобою, жизнь и смерть...» свободен перед выбором, «избери жизнь чтобы жить». И сравним с этими словами, слова книги Откровения Апокалипсис, самые последние слова последней книги Нового Завета. «Праведник да творит дела правды, скверный, да сквернит себя, если хочется, святой да освещается, ей гряду скоро и возмездие со мною». В конечном счете, вот этот детектор истины, совесть «Голос Божий», никогда невозможно будет заглушить, никакими общими местами, никакими матрицами информации, и Дай Бог, чтобы вы и я оказались на высоте, в критический час, а добрый пример заразителен. Все-таки не будем забывать, что достоинство каждого правителя измеряется по одному критерию, в его царствование население страны росло или убыло. Слава Богу, сейчас мы потихонечку за черту смертности вышли на встречу приросту. Китайцы уже посматривают на нас с подозрением, на Западе народ живёт в своей цветной жизни переориентированной на злоупотребления, ну а нам отступать некуда, мы рождены, чтобы сказку сделать былью. И я как педагог и воспитатель детей, радуюсь каждой новой жизни, которая всем смертям назло является под этим солнцем. Будем трудиться сообща, у нас на Руси так повелось, всем миром, как разобрали детишек после Великой Отечественной войны по домам, и вырастили из них академиков, композиторов, военноначальников.

Тутта Ларсен

- Ну, к сожалению, сейчас что-то не разбирают в таких количествах. И детские дома процветают, и демографическая катастрофа к 2025 году нам грозит, как раз не только за счёт убытия, естественного населения, но и за счёт его, просто сильно. Как сказать, перемены картины, вообще того кто это население, потому что сейчас специалисты говорят, что да есть прирост у нас рождаемости, за счёт наших гостей из Средней Азии и ещё республик Кавказа.

А. Владимиров

- Ну, думается, что ...

Тутта Ларсен

- А мы с вами что-то, как-то оплошали.

А. Владимиров

- Мы не последние Магикане, Дай Бог, чтобы радиостанция «Вера» продолжала свою деятельность. Я, очень надеюсь, что среди гостей нашей столицы, оттуда из Кавказа. На Кавказе и Закавказье многие нас слушают, потихонечку просвещаются, и вы знаете, прощаясь уже с радиослушателями, думаю, что выгода нашей передачи заключается в том, что у нас сам драматизм обусловлен и разным темпераментом и разно тональностью. Вы опускаете меня правильно с неба на землю, и я, давай брат, пора, давай туда улетим, где гуляет лишь ветер и я. Выигрывают от этого только слушатели, которые все равно стоят перед выбором, дай Бог, чтобы он был в пользу добра.

Тутта Ларсен

- Это точно, дай Бог, чтобы не одно женщине не пришлось решать для себя такой вопрос родить ребёнка или нет. Спасибо большое за этот разговор, он очень был непростой, и понятно, что мы изначально себя реабилитировали, пообещав поразмышлять. И не собирались давать каких-то оценок, и каких-то рецептов. Но, действительно, не забывайте о том, что выбор есть всегда. И он только между двумя вещами, между добром и злом.

А. Владимиров

- И за добрый выбор, Бог награждает, а за дурной выбор пенять приходиться на себя.

Тутта Ларсен

- Да, и кстати о выборе, если вы не знаете как провести вечер 20 октября, то вы можете посетить центральный дом литераторов, где отец Артемий Владимиров будет представлять свою новую книгу «Открытый занавес».

А. Владимиров

- Размышление глазами священника, о маленьких трагедиях Пушкина. Выбор ещё есть, но беретов остаётся все меньше.

Тутта Ларсен

- Спасибо огромное, это был «Семейный час» на радио «Вера» с Туттой Ларсен. Всего доброго.

А. Владимиров

- Ди свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем