Когда в детстве мальчику по имени Миша Максимович отец подарил набор солдатиков с игрушечной крепостью, Миша, недолго думая, обернул оловянных воинов в чёрные лоскутики, соорудив им таким образом монашеские рясы, а крепость переделал в монастырь и часами с увлечением мог играть «в монахов». Сегодня мальчика Мишу весь мир знает как святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Об удивительной жизни и чудесах этого великого святого ХХ века поведал читателям писатель Алексей Солоницын в своей книге «Чудотворец наших времён».
Автор не просто литературно пересказал житие святителя Иоанна. На документальной основе он написал оригинальную и увлекательную повесть, которая соединила в себе и вымышленных героев, и реальные факты из жизни современного святого. А жизнь владыки Иоанна была настолько разнообразной, непредсказуемой и удивительной, что материала хватило бы, наверное, на остросюжетный роман!
Но автор решил ограничиться малой формой, поэтому повесть получилась невероятно насыщенной. Интригует уже сам зачин — в самолёте, летящем из Москвы в Сан-Франциско, знакомятся: сербский семинарист, русские - писатель, историк и священник, владелица отеля из Сиднея и простой парень по имени Иван. Знакомятся, просто потому, что их места в салоне авиалайнера оказались рядом, но вскоре выясняется, что все они летят в Америку с одной и той же целью — побывать на торжествах по случаю прославления в лике святых архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна. Разговорившись, все шестеро обнаруживают, что в жизни каждого из них святитель Иоанн сыграл важную роль. Более того — у каждого есть о нём своя удивительная история.
Вслед за рассказами героев книги Алексея Солоницына «Чудотворец наших времён», из салона Боинга читатель переносится то в разруху послереволюционной России, то в тихий македонский городок Битоль, то в шумный, наполненный русскими эмигрантами Шанхай, то в Париж, а то и вовсе на экзотический остров, затерянный в водах Тихого океана. В каждом из этих мест волею Бога побывал святитель Иоанн, и повсюду, куда ступала его нога, появлялись живые свидетели святости и чудес этого необыкновенного человека.
К примеру, когда детский приют, который архиепископ Иоанн организовал в Шанхае, остался без крошки хлеба, персонал, не слушая увещеваний святителя о том, что Господь не оставит бедных детей, едва не поднял бунт. Но в тот же миг у дверей приюта затормозил грузовик, и какой-то незнакомец привёз в пожертвование несколько мешков овсяной муки. А на маленьком филиппинском острове Тубабао, куда святитель переселился во время китайско-японской войны 1937-1945 годов вместе с беженцами, он своими молитвами остановил грозный тайфун.
В динамичном, на одном дыхании читающемся произведении, похожем на приключенческую повесть и художественную биографию одновременно, Алексей Солоницын особенно подчёркивает современность и документально зафиксированную достоверность описанных фактов. И уверяет: нам есть над чем задуматься и перед чем в благоговении замереть, если всего каких-то несколько десятков лет назад ходил по этой земле Чудотворец наших времён — святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!