Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 1-15. Комментирует - Евангелие с отцом Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 1-15

01 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

02 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.

03 И первосвященники обвиняли Его во многом.

04 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.

05 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.

06 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.

07 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.

08 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.

09 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.

12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?

13 Они опять закричали: распни Его.

14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.

15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 1-15 (прот. Павел Великанов)
783px-Ecce_homo_by_Antonio_Ciseri_(1)

Ecce Homo (Се, Человек!). Картина: Антонио Чизери

Мк., XV, 1-15 (прот. Павел Великанов)

1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
3 И первосвященники обвиняли Его во многом.
4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.
9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.
12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
13 Они опять закричали: распни Его.
14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

История, о которой нам сейчас рассказал евангелист Марк, заставляет очень серьезно задуматься. Перед нами — классический пример манипуляции общественным сознанием, мастерски исполненный религиозными лидерами еврейского народа. Как же могло произойти такое, что люди, те же самые люди, что несколько дней назад пели, танцевали, радовались входу Иисуса в Иерусалим, сегодня уже надрывно скандируют перед Пилатом: «Распни, распни Его!» Как такое вообще возможно — столь радикальная перемена в отношении к одному и тому же человеку?

Увы, но евангелист очень точно отражает реальную картину. И подтверждение тому, что подобные «перевёртыши» человеческого сознания в действительности имеют место, нашло научное подтверждение совсем недавно. В 1971 году в Стэнфордском университете американским психологом Филиппом Зимбардо был проведен эксперимент, который заставил содрогнуться не только научное сообщество. Исследователь создал некое подобие тюрьмы, куда пригласил за небольшую плату добровольцев из числа самых обычных жителей. Никто не знал, какая роль ему выпадет — или «подсудимого», или «тюремщика». Все участники были вполне добропорядочные люди, среди них не было ни очень богатых, ни очень бедных, обычные представители среднего класса, которые ни в чём дурном замечены не были.

Когда начался эксперимент, и люди «вжились» в свои роли, неожиданно ситуация стала выходить из-под контроля. «Надзирателям», как выяснилось, понравилось иметь безграничную власть над «заключёнными». Они оставались дежурить во внеурочное время. Несмотря на видеофиксацию всего происходящего, с каждым днём они становились всё циничнее, хладнокровнее, беспощаднее к тем, кто всего лишь оказался волей случая, без всякой вины, с другой стороны решётки. Вскоре вспыхнул бунт. Охранники жёстко его подавили. Появились физические наказания, категорически запрещённые условиями эксперимента. Охранники всё быстрее превращались в отъявленных садистов, особенно ночью, когда они думали, что камеры отключены.

Эксперимент с большим трудом удалось прекратить. Учёные долгие годы продолжают спорить друг с другом, пытаясь понять, как такое вообще могло произойти с самыми обычными людьми? Почему у каждого третьего участника вдруг явным образом стали проявляться склонности к причинению другим боли и страданий? Основное объяснение — зависимость человека от внешнего окружения, особенно если оно — властное, авторитарное. Внутренне слабый, неуверенный в себе человек склонен вручить свою личную ответственность коллективной безответственности, думая в этом найти себе оправдание. Раз все так поступают — чем же я лучше других, почему я должен вести себя иначе? И эта хитрая уловка врага рода человеческого на самом деле легко превращает общество в разъярённое бессмысленное стадо, водимое самыми низменными животными инстинктами. Ситуация и страх противопоставить себя всем остальным оказываются сильнее любых ценностных установок личности, и человек — ломается.

Только вот Христос — так и не сломался. Он остался совершенно Один — а против Него — весь мир. Но Он не пошёл на поводу ни у толпы, ни у фарисеев, ни у римских властей, ни у Своих самых близких учеников. Он знал, что и почему Он делает, и остался верным Своему Отцу до конца.

Вот где для нас, христиан, главная гарантия того, что мы не окажемся в сложной ситуации «перевёртышами». Это — наша близость ко Христу. Если Он смог устоять в этом предельном напряжении — то приобщаясь Ему в молитве, в Таинствах Церкви, в личном опыте — не сомневаюсь, и нам хватит сил, чтобы суметь не предать самих себя — и остаться до конца настоящим, достойным человеком!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!