Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32 (о. Стефан Домусчи)
Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son

«Возвращение блудного сына», Рембрандт (ок. 1666-69, Эрмитаж)

Лк., XV, 11-32 (о. Стефан Домусчи)

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожка'ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Все мы за редким исключением знаем своих родителей, воспитаны в семьях и понимаем, что такое семейная жизнь. Но отдаем ли мы себе отчёт в том, что мы совсем не сразу осознали всю глубину наших возможных отношений с родителями. Их любовь к нам или, напротив, их холодность... нашу любовь к ним или наше безразличие. К сожалению, нередко мы живём не задумываясь о жизни и многие вещи для нас естественны, мы их попросту не замечаем. Однако вырастая мы сталкиваемся с иными примерами, узнаем, что семейная жизнь может быть совершенно не такой, к какой мы привыкли, лучше или хуже. И все же, несмотря на разницу наших представлений, на разность опыта мы понимаем, что есть в них нечто общее, что будто бы прирождено человеческим взглядам на семью. В основе этих общих взглядов — любовь, доверие, надежность и взаимопомощь и жертвенность. Может быть, если бы мы не боялись размышлять над своей жизнью, но входили бы в самую суть наших эмоций и отношений, многое в нас было бы другим. Но с сожалению, нередко человек приходит к осознанию подобных вещей тогда, когда ситуация изменяется в худшую сторону. В поисках ответов на возникшие вопросы, люди часто идут в храм, интересуясь, что значит жить по заповедям, и есть ли возможность исправить то, что было разрушено.

Именно этим сложным переживаниям, тому как и почему стоит восстанавливать разрушенные отношения с Богом и друг другом, посвящена притча, которую мы сегодня услышали. Младший сын, потребовав у отца часть наследства, причитающуюся ему по праву, ушел в далекую страну и потратил все, что получил, проводя жизнь в веселье и разврате. Сын не пришел в себя, пока не дошел до крайнего состояния, не сумев остановиться самостоятельно... Наконец, очнувшись, он решил вернуться, не рассчитывая ни на что, желая хоть сколько-нибудь улучшить свое положение. Отец, как мы слышали, встречает его со всей любовью и восстанавливает его поруганное сыновство.

Образы, о которых говорит Христос очень яркие и живые. В реальной жизни такие ситуации встречаются нечасто. Кому-то может показаться странным, но сыну, опустившемуся на социальное дно, было проще осознать весь ужас своего положения, чем тому, кто позволяет себе меньше, ведь последнему может казаться, что он еще не так уж плох... А раз не так уж и плох, каяться особенно не в чем. Пожалуй любой из стоящих в храме хоть раз переживал серьезное потрясение от того состояния в котором он себя обнаружил, но зачастую мы стараемся не допускать окончательного падения. Как же быть? Как увидеть в себе героя сегодняшней притчи и так ли это необходимо? Может быть, она лишь для великих грешников?

Вчера вечером, на всенощном бдении пелся специальный псалом, 134, называется он по первой строке «На реках вавилонских». Смысл его в том, что уведенные в плен иудеи вдруг осознают на чужбине, что они не могут и не имеют права петь веселые песни, пока оставлен их дом, пока он в пренебрежении и упадке. В псалме не идёт речь о том, что язычники заставляют их приносить жертвы или грешить ещё каким-то образом... Нет, всего лишь спеть песни, повести себя так, как будто нет никакого Иерусалима, и Вавилон — и есть родная земля. Образ этот довольно прозрачен. Он говорит о том, что стать блудным сыном очень легко, достаточно внутренней измены, когда ты живёшь так как будто никакого Бога нет. И вот оказывается, что не надо опускаться на самое дно, становиться развратником или в беспамятстве валяться под забором, можно просто жить так как будто Бога нет, и это уже будет тяжелым заблуждением...

Предстоящий пост, а ведь притча рассказана именно в его преддверии, оказывается для нас временем, в которое мы в своих мыслях и чувствах, в своих горестях и радостях должны вернуться к Богу, к как Отцу небесному, который ждет нас, и всегда готов выйти к нам на встречу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!