Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8

02 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

03 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

04 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

05 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

06 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

07 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

08 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8 (прот. Павел Великанов)
ab7a5cacbd3a5fc0e063eb6411d716a2

Иисус Христос – Господь Вседержитель.

Лк., 88 зач., XVIII, 2-8 (прот. Павел Великанов)

2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

После рассказа Иисуса о судьбах, ожидающих вскоре Иерусалим и в целом иудейский народ, Его ученики сильно приуныли. Ещё бы: они-то ожидали нечто прямо противоположное! Вот Он уже входит как Мессия, Его чествует народ, уже предвкушающий скорое избавление от невыносимой власти римлян — а вместо этого они слышат страшные, режущие по живому слова о грядущем разрушении храма, осаде города, и таких масштабных бедствиях, которых евреи и в самом страшном сне не могли представить.

Сегодняшняя притча о неправедном судье — адресная поддержка расстроившимся ученикам. Почему речь идёт именно о вдове? Потому что вдовы — это самая незащищённая часть населения. Ей нечего предложить судье, у неё нет средств для подкупа или благодарности — и поэтому судья вообще не хочет иметь с ней никакого дела. Но в какой-то момент её настойчивость побеждает. Он уже хочет избавиться от неё — и готов выполнить её просьбу. В этой притче Спаситель использует традиционный риторический приём раввинов — «насколько же более»: если судья, который ни Бога, ни людей не боится, всё равно идёт на помощь несчастной нищей вдове — то тем более Сам Бог, Любящий Отец, защитит Своих детей, которые обращаются к Нему и днём, и ночью.

Это одна из самых утешительных притч в Евангелии. Мы нередко смотрим на Господа Бога как на строгого, непредвзятого Судью, и даже не понимаем, с какой бы стороны к нему подступиться. Нас страшит сама возможность отказа или резкого ответа. Нас сковывает страх от ощущения собственной греховности перед лицом Его правды и святости. Мы боимся Его гнева, который может обрушиться на нас. И всем этим — легко оправдываем своё бездействие, а по большому счёту — обычную лень. Куда проще сидеть в углу, жалеть себя, бедного и несчастного, безнадёжного и никому не нужному, забытого людьми и Богом — нежели чем понудить встать себя на молитву и, как вдова из притчи, досаждать Богу своими молитвами. Да, мы далеки от святости. Да, мы в многом неправы. Да, есть все основания, чтобы нас наказать. Но Бог-то от этого не становится другим! Он не перестаёт быть Любящим нас Отцом Небесным, Которого волнует только одно: наше спасение, наше исцеление от душевных ран и страстей, наше существенное изменение — а в итоге — наше подлинное, способное продолжиться в вечности, счастье.

В этой притче есть ещё одна очень важная сторона. Почему наши молитвы не сразу же получают ответ? То есть Бог нас прекрасно слышит, Он понимает, что мы хотим — но тянет с ответом или исполнением просимого. Дерзну предположить, что здесь ситуация в чем-то похожа с поведением любого родителя. Разве мы не знаем, что когда ребёнок чего-то захотел — нельзя тотчас всё бросать и исполнять его желание? В таком случае родители не позволяют малышу осознать, а насколько сильно он хочет — или же это всего лишь минутная прихоть? Готов ли он потерпеть, подождать, потрудиться ради просимого — или тотчас сложит ручки и переключится на что-то другое — тоже такое же скоропреходящее? Перед нами — удивительный закон жизни: мы ценим не то, что получаем — а то, что вкладываем. И даже то, что получаем, для нас важно именно той ценой, которая была условием получение. Вот почему так важно молиться усердно, с болью, с трудом — этим прекрасно проверяется искренность наших желаний. Ведь Бог — Любящий Отец, который уважает Своих детей, и очень хочет, чтобы и они выросли достойными — а не поверхностными и капризными!

Помоги же нам, Господи, научиться искренности и настойчивости в наших молитвах!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!