Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33

27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины

28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

32 а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33 (прот. Павел Великанов)
53-21 (1)

Иисус Христос и книжники.

Мк., XI, 27-33 (прот. Павел Великанов)

27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ключевая тема сегодняшнего чтения — вопрос о власти Иисуса Христа. Только что Он вошёл в притвор храма, где находились столы меновщиков, шла бурная торговля животными для жертвоприношения, торговцы бесстыже завышали цены, пользуясь своим исключительным положением. Спаситель резкими действиями останавливает этот восточный базар и с гневом запрещает превращать храм — дом молитвы — в рынок.

Такого себе ещё не позволял никто: выступить столь откровенно против давних традиций, да ещё и связанных с финансовыми интересами служителей Храма — было равносильно самоубийству. Не ожидавшие такого поведения первосвященники направляются к Иисусу представительной делегацией и осторожно задают вопрос: скажи, а откуда у тебя такие полномочия? на основании чего Ты так себя ведёшь?

Духовные лидеры оказываются в непростой ситуации. С одной стороны, они-то знают, что участь Иисуса уже предрешена: Он должен быть устранён в ближайшее время. Но, с другой стороны, Его почитают в народе за пророка, кто-то даже верит в Его мессианство — может произойти смута и восстание, что совсем не на руку ни духовенству, ни римским властям. Тем более в преддверии Пасхи, когда в Иерусалим стекаются толпы народа. Поэтому задавая свои коварные вопросы, старейшины осторожничают: они аккуратно пытаются выяснить хоть что-нибудь более подробно. Им важно поймать Иисуса на слове, чтобы потом было что предъявить Ему в качестве обвинения. Совсем идеально было бы, если бы Иисус объявил Себя Богом или Мессией — и тогда суд над Ним состоялся бы неотлагательно.

Но прекрасно зная это коварство вопрошателей, Спаситель предлагает им своеобразную игру: а давайте вы Мне сначала ответите, откуда было крещение — от Бога или от людей? Но зачем надо было Христу начинать такую странную игру?

Всё дело в том, что в глазах народа первосвященники, старейшины и книжники были абсолютными духовными авторитетами. К их словам относились со всей серьезностью, их утверждениям верили безусловно. Представить себе, что под этой благочестивой и богобоязненной внешностью скрываются настоящие хищные и коварные волки было практически невозможно. Естественно, духовенство всячески поддерживало и культивировало такое отношение народа к Божьим служителям. Поэтому допустить, что в этом очень корректно заданном вопросе скрывается огромное лукавство, для окружающих было крайне сложно. Старейшины решили сыграть на публике в искренность и прямоту — рассчитывая, что таким образом вынудят Иисуса совершить роковую ошибку. Но Иисус перенаправляет заданные не Им правила игры в обратную сторону. Вы хотите искренности? Прекрасно! Только сначала честно ответьте, за кого вы считаете Иоанна Крестителя — за пророка или за самозванца? Любой прямой ответ оказался бы для законоучителей убийственным и обличительным. Поэтому они, хорошенько подумав, решаются отказаться от какого бы то ни было ответа и говорят: мы не знаем... Услышав такой ответ, и Спаситель говорит: ну тогда и Я вам не скажу, какой властью так поступаю!

Перед нами — великолепный пример, как надо поступать в ситуации манипуляции. По сути, Иисусу было предложено начать оправдываться: иудеи рассчитывали, что где-то в глубине души у Него могло быть чувство вины за такое Своё дерзкое поведение — и зацепившись за него, они смогли бы легко вынудить Его произнести нужное им признание. Но Спаситель совершенно внутренне свободен, и Ему не за что стыдиться или винить Себя: Он не совершил ни разу ни малейшего греха. Поэтому Он так легко выходит из расставленной ловушки, в которую в итоге попадают сами неудачливые «ловцы».

Научи же и нас, Господи, также мудро и просто выходить из ситуаций, когда под видом искренности нам предлагают заранее нечестную игру!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!