Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им:

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23 (прот. Павел Великанов)

IZGNANIE-IZ-HRAMAМк., 50 зач., XI, 11-23. (прот. Павел Великанов)

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то' ученики Его.
15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви'! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22 Иисус, отвечая, говорит им:
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

История с проклятием смоковницы может показаться жестокой. Но здесь, как и в других евангельских ситуациях, есть несколько планов.

Первый план — это проклятие смоковницы в контексте завершения земной истории Иисуса Христа. Между Ним и еврейской духовной элитой уже ничем не прикрытое жёсткое противостояние. Решение о Его судьбе уже принято: Иисус приговорён. Пока об этом знает лишь небольшая горстка иудейских старейшин, но именно они принимают главные решения. Народ смотрит на них с глубоким почтением и благоговением: ведь именно эти люди — духовные вожди, отмеченные особой близостью к Самому Господу Богу. Эта «аура» духовности их постоянно окутывает, и именно её в первую очередь воспринимают окружающие.

Проклятие смоковницы в этом плане — это глубоко символическое действие, где бесплодное дерево — образ духовной беспомощности еврейского народа во главе с религиозными лидерами. Приходит Сын Божий, ищет духовные плоды — но находит только листья: обряды, законы, традиции. Всё благочестие, вся верность «преданиям старцев», вся тщательность соблюдения ритуалов в храме — это всего лишь листья. Которые сами по себе не имеют никакой цености. Листья — та же трава. А от дерева ждут именно плодов — которых, увы, так и не появилось. Признав дерево бесперспективным, оно обрекается на уничтожение. Не будет больше Бога в этой среде, не на что Ему опереться в этом народе.

Но есть в сегодняшнем чтении и второй план. Это действенность веры. Спаситель хочет показать Своим ученикам, что такое — настоящая вера. Увидев на следующий день, как смоковница засохла, ученики сильно удивились. Они знали, что естественным путём такое никак невозможно: у любого дерева есть достаточно большой внутренний ресурс, чтобы продержаться хотя бы несколько дней даже в самым неблагоприятных условиях. Поэтому здесь налицо действие сил, более могущественных, нежели чем природные. Но что хочет сказать Спаситель, демонстрируя Своим ученикам такую веру?

Он подготавливает их к событиям, которые их ожидают в ближайшие дни. Когда будет казаться, что все надежды рухнули, и их Учителя тащит к неминуемой гибели какой-то неумолимый злой рок. Проклятие смоковницы — это яркий образ, который должен был запечатлеться в сердцах учеников: нет, их Учитель — вовсе не бессилен. Он не только повелевает демонами и стихиями; Он имеет практически неограниченную власть в этом мире как Сын Божий. И если Его прибивают ко Кресту — это может означать только одно: Он Сам захотел, чтобы умереть именно так. Он отдаёт Свою жизнь свободно, произвольно — не будучи никем вынужден к этому. Это Его решение, это Его желание именно так, на Кресте, засвидетельствовать всему человечеству о силе Его любви. И пусть ученики сразу так ничего и не поймут — но память о смоковнице, о силе веры станет тем небольшим семенем, которое начёт активно прорастать уже после вести о славном воскресении из мертвых.

Евангелие сегодня призывает нас не бояться верить. Даже пусть наша вера далека от совершенства, о котором говорит Спаситель. Пусть она — всего лишь небольшое зернышко — но именно от нашего внутреннего настроя, от направленности нашей воли и будет зависеть — получится ли вере прорасти, или холодные ветра страха и отчаяния погубят лишь только проклёвывающийся росток?

Поэтому давайте тренировать нашу веру Богу: открывая перед Ним сердце, полагая в будущем наши сокровенные желания, будем жить с таким настроем, как если бы эти желания уже сбылись, и с каждым днём мы приближаемся всё ближе и ближе к уже вызревающему плоду нашей веры! И, не сомневаюсь, Бог не даст нашей вере оказаться посрамленной!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!