Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12. Комментирует - стефан домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12

02 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

03 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

04 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

05 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

06 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

07 Посему оставит человек отца своего и мать

08 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

09 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12 (о. Стефан Домусчи)

Пророк Захария и праведная Елисавета

Мк., 43 зач., X, 2-12 (о. Стефан Домусчи)

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Наверное каждому из нас знакомо явление которые называют максимализм. Обычно говорят, что максимализм это то, что свойственно подросткам, настроенных идеалистично и стремящихся к их исполнению. Максималист видит только черное и белое и никогда не бывает согласен с полуправдами и полумерами. Таким люди всегда выступают за то, чтобы ложь была называлась ложью, а истина истиной, и чтобы между ними не было согласия.

Что же обычно говорят взрослые подросткам? На самом деле, слова эти общеизвестны: "Вот ты вырастешь и жизнь тебя научит, ты поймёшь, что всё сложнее, что иногда приходится поступать не так, как считаешь правильным, а так как надо. А, может быть, и само твое представление о правильности чего бы то ни было, окажется неверным и будет исправлено обстоятельствами.

Конечно, так живут не все. Конечно, есть люди, кто-то считает, что раньше их было больше, хотя хочется верить и сейчас их немало, которые живут по правде и стараются жить в мире с совестью. Они готовы называть ложь ложью и правду правдой, и ни них стоит мир, своей верностью истине они сохраняют его от разрушения, являясь соработниками Божиими.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как к Христу подходят фарисеи и спрашивают его о возможности для мужчины и женщины расторгнуть брак. Наверное, сфера брачных отношений одна из самых сложных, потому что в ней как мало в какой другой сталкиваются представления человека о том, как должно быть с его желаниями. Вот мужчина вступает в брак, мечтает о счастливой жизни живет какое-то время в семье и вдруг он влюбляется и ему кажется, что в прежних отношениях все неправильно и его посетило настоящее чувство. В то же время, в нём есть совесть, которая говорит ему, что бросать уже существующую семью неправильно... Или женщина, которая мечтала о счастливой любви, со временем поняла, что у супруга очень тяжелый характер, и что надо нести его тяготы, что любовь это не только получать, но и отдавать... но хочется-то совсем другого...

Но особенно и тему и другому, как и всем нам, хочется, чтобы Христос говорил вещи удобные и понятные, чтобы благословил все наши слабости и позволил нашим желаниям исполниться...

Хотелось этого, конечно, и фарисеям, которые задали вопрос не на пустом месте. В то время было две школы, одна очень либеральная, а другая по строже. Разводиться было можно, и в той, и в другой, но одна считала, что причина должна быть серьезной, в то время как представители другой считали, что причины могут быть почти любыми. И вот спорящие подходят к Нему и спрашивают, как Он относится к разводу.

Что же мы слышим? Христос говорит вещи очень неудобные, говорит, что разводиться нельзя вообще. Если попытаться увидеть текст таким какой он есть, не совершая над ним насилия и не лукавя, он, в отличие от того, что мы встречаем у евангелиста Матфея, не оставляет никаких вариантов: Христос прямо говорит, что Бог сотворил людей для брака и то, что Он сочетал, человек разлучать не должен. Более того, когда ученики наедине спрашивают его о том же и пытаются уточнить, возможны ли варианты, Он говорит им, что вариантов нет.

И вот у нас, услышавших эти слова, появляется вопрос. Можем ли мы жить так, как в данном случае повелел Христос? Конечно, мы все знаем, что есть люди у которых получается прожить жизнь именно так, и это замечательно, и за них можно только порадоваться... Но ведь есть и другие ситуации, которые нередко просто от нас не зависят. В которых есть виновная и невиновная сторона... В которых мы прямо говорим, что брака нет, он разрушен и соответственно, в качестве снисхождения возможно заключить второй... И мы знаем, что сам характер чина о второбрачных иной, он покаянный, он свидетельствует о том, что идеал все же в другом. Но люди не всегда могут его понести.

И все же, почему в таком случае это чтение так важно? Почему оно, такое строгое, звучит в храмах сотни лет?

Все дело в том, что это чтение не только про брак. В первую очередь оно про идеалы, про то, что они должны существовать. Ведь если не будет идеалов, если в качестве нормы будет звучать то, что нам удобно, что появляется в нашей жизни в результате наших немощей, мы позволим себе еще больше и опустим планку еще ниже.

Да мы не совершенны, мы не воплощаем идеалов в жизнь, жизнь действительно бывает сложнее и нам приходится с этим мириться. Но правда Божия должна быть явлена в мире и должна возвышать наши сердца, вести нас за собой.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!