Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23 (прот. Павел Великанов)

Лк., VI, 17-23 (прот. Павел Великанов)

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня, в день памяти святителя Николая Чудотворца, читается отрывок из нагорной проповеди Христа Спасителя, где речь идёт о евангельских блаженствах. Смысл чтения вполне понятен: святой достиг очевидных для всей Церкви высот именно благодаря следованию путём евангельских заповедей. В этих кратких афоризмах заключено очень важное послание, которое если человеку удаётся «расшифровать», он получает очень важный «код доступа», благодаря которому может существенно изменить всю свою дальнейшую судьбу.

Что же это за такой таинственный «код», заключенный в эти скромные строчки? Смысл любого «кода» – в «открытии» или, напротив, надёжном «скрытии» чего бы то ни было. «Код» обязательно должен быть «рабочим» – и проверяется он именно тогда, когда сейф открывается или зашифрованный текст становится читаемым. Но что же происходит в жизни человека, когда он начинает выстраивать своё поведение соответственно заповедям блаженства? Точнее говоря, где же те самые «маркеры», которые нам говорят, что «код» оказался верным, а не обманным?

Действенность евангельского «кода» подтверждают святые Церкви. Да, они очень разные, нет ни одного похожего – но в то же самое время у всех них есть нечто общее, единое, что позволяет их воспринимать не как разрозненный конгломерат из бедняков и царей, умных и недалёких, счастливчиков и неудачников, а именно как целостность, единство. Это – причастность к Богу, освящённость Его силой, Его энергиями, «включённость» в Божественное бытие. В чём же это проявляется? Можно ли хотя бы крупными штрихами наметить эти характеристики святости? Давайте попробуем.

Первая характерная черта – святые святы не какой-то собственной, автономной святостью, но Одним и Тем же Богом. Есть такое замечательное хайку: «По-разному роса [ложится] по утрам На лист цветущей сакуры И на перо воронье…» Роса-то одна и та же – да только основа для неё – разная. И на алмаз, и на бутылку падает один и тот же луч солнца – однако преломляется совсем по-разному. Из этого для нас очень простой вывод: не надо мудрить, чего-то там придумывать исключительного для своей персоны. Просто надо развернуть свою жизнь так, чтобы она наилучшим образом отражала, преломляла Божественный свет.

Вторая черта – это то, что будучи освящены Богом, святые не утрачивали своей уникальности и неповторимости. Напротив, они раскрывались как личности во всей своей задуманной Богом красоте – и становились настолько привлекательными для всех, что, как в случае со святителем Николаем, превращались в героев народных сказок и легенд. Для нас это значит то, что не надо пугаться «упразднения» нашей личности в святости, того, что Бог, придя к нам, «сломает» наши личностные черты и мы превратимся в бесформенный мешок.

И последняя, третья черта – которая проистекает из заповедей блаженства –  это то, что святость не статична, а динамична. Святость – это ответ не на вопрос «что?», а на вопрос – «куда?» В жизни любого святого можно найти если не грехи, то огрехи. Святость – это вовсе не синоним «стерильности». Но святые потому и святы, что они непрестанно двигались по направлению к Богу, даже падая, вставали и снова начинали двигаться туда же. Именно поэтому у новозаветных заповедей нет жёстких границ, как в ветхом завете. Они – скорее вектора, нежели чем «ограждения». И идти по ним к совершенству можно до бесконечности – той самой бесконечности, которая присуща одному Богу.

Помоги же всем нам, Господи, почаще вдохновляться Твоими заповедями и не стесняться учиться святости у Твоих самых лучших друзей – среди которых, не сомневаюсь, и ныне празднуемый святитель Николай Мирликийский!

 

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!