Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44

27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;

30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;

32 после всех умерла и жена;

33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:

41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,

42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что мало кто из наших современников сможет своими словами воспроизвести изящные аргументы Христа в защиту всеобщего воскресения. А если и получится это сделать, то вряд ли они покажутся убедительными современному оппоненту. Ведь аргумент, по сути, один: мёртвые воскреснут, потому что Моисей называет Бога Богом Авраама, Исаака и Иакова, а к моменту произнесения этих слов праотцы мертвы, следовательно, они воскреснут, так как у мёртвых не может быть Бога. Что делать с этим аргументом в обществе, которое не знает и не стремится знать ни Авраама, ни Исаака, ни Иакова? Ведь получается рекурсия: Священное Писание говорит, что мёртвые воскреснут потому что так говорит Священное Писание в другом месте. Довольно хлипкий, по современным меркам, аргумент. И он явно не применим в научной дискуссии. Но дело тут в том, что никто из участников сегодняшней евангельской беседы и не пытался вести научный спор. Для саддукеев Священное Писание не было объектом научного изучения. Оно было для них, с одной стороны, объектом веры, а с другой — документальным свидетельством личной истории, по отношению к которому израильтяне не чувствовали какого-либо разрыва. Оно было частью жизни. Точно таким же, каким, к примеру, для нас является Великая Отечественная война. Мы сами не были ее участниками и свидетелями, но мы знаем тех, кто там воевал. Несмотря на отсутствие личного опыта только безумец сегодня станет отрицать реальность той войны. И реальность подвига людей, имена которых мы знаем. Для разговора о войне вовсе нет необходимости придерживаться строгого научного подхода. Чем-то подобным для саддукеев были истории про Авраама и его ближайших потомков. Это были те люди, к которым каждый из саддукеев, как и вообще любой израильтянин того времени, мог возвести свой род. Они были прямыми потомками Авраама и знали о нем много больше того, что сказано на страницах книги Бытия. Для них аргумент Христа не был оторван от реальности. Именно поэтому саддукеи согласились со словами Спасителя и одобрили их. Есть и ещё один важный факт, который помог им понять слова Христа. Он связан с пониманием смерти. Для нас слова Христа «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых» мало чего в себе несут. Они вызывают вопрос: а что мешает быть Богу Богом мёртвых? Быть Богом когда-то живших людей? Эти вопросы невозможны для собеседников Христа. Для них смерть — это, в-первую очередь, разрыв с Богом, невозможность общения с Ним. Нельзя сказать о Боге, что Он чей-то, если нет с Ним живого общения. Именно поэтому Моисей говорит, не «был Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова», а Бог Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова, то есть тот Бог, с Которым и поныне пребывают в общении эти великие праведники прошлого.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!