. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 1-9 (о. Стефан Домусчи)
ih4475

Смоковница.

Лк., 70 зач., XIII, 1-9 (о. Стефан Домусчи)

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,
9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Наверное, один из самых распространенных стереотипов о христианах заключается в том, что они якобы все время запугивают своих оппонентов, да и вообще всех окружающих Божьими карами за грехи. Для многих это выглядит как шантаж, пусть и совершающийся с благими намерениями. И хотя о том, что Бог действительно может наказывать прямо говорится в Священном Писании, смысл этих слов далек от того, что обычно имеется ввиду, когда употребляется слово наказание.

Человеку свойственно стремиться к тому, чтобы все вокруг него было уравновешено и справедливо. «Что посеешь, то и пожнешь», — на этом принципе строится большая часть нашей жизни. Нарушение этой логики воспринимается как несправедливость и вызывает возмущение происходящим. Конечно, из всякого правила бывают исключения, иногда даже может показаться, что исключений больше, чем правил, но в глубине этого принципа действительно сокрыта правда жизни и людям хочется чтобы он работал. Желание это связано с тем, что справедливость делает мир понятным и будешь неаккуратен с огнем — получишь ожог, будешь щедр с близкими — сам получишь помощь, когда будешь нуждаться.

Естественно, что такой понятности человек ждет не только от мира людей, но и от мира Божьего. И если обсуждая человеческую несправедливость, он может сослаться на общую греховность, то как быть с Богом, от Которого зачастую люди и ждут последней, настоящей правды?

Именно этот вопрос о справедливости звучит в сегодняшнем чтении. Он звучит не напрямую, не как требование Теодицеи — оправдания Бога перед лицом присутствующего в мире зла, но как вопрос о том, почему Пилат смешал кровь животных, с кровью людей, которые приносили их в жертву?

Понимая, что они не просто рассказывают о чем-то происшедшем, но внутренне смущены, Христос спрашивает их: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

Своим вопросом он выражает традиционную логику почти всякого религиозного человека. Грех рождает наказание. Смерть — это наказание, значит погибшие были грешниками. А раз кто-то выжил, а кто-то погиб — значит погибшие грешнее оставшихся. Кажется, все очень просто. Только Христос отвечает на вопрос о грешности отрицательно. Погибшие не были грешнее прочих.

Но как же тогда понять, почему они погибли? Где справедливость? Почему Бог это допускает?

Первое, что стоило бы понять вопрошавшим: даже в отношениях других людей на не открыта логика их поступков, потому что мы не знаем до конца чем они руководствовались... чаще всего мы наблюдаем со стороны. Но если это так в отношении других людей, что мы можем сказать о делах Божиих, о том почему Он так, а не иначе управляет обстоятельствами нашей жизни. Причем для самих иудеев это не новые рассуждения. Задолго до Христа праведный Иов указывал своим друзьям на видимую несправедливость мира: одни грешат и погибают, другие грешат и живут долго, праведники тоже погибают в молодости или живут до старости... В жизни бывает по-разному, но цель Иова не в объяснении жизни, он лишь показывает, что простая человеческая логика в ней не работает.

О чем еще говорит Иов? Он верит в Божью любовь и в то, что Бог справедлив, хотя ему и не открыты все основания Его Божественных решений. В одном случае Он желает чего-то Сам, в другом не ограничивает нашу волю и попускает чему-то свершиться... Но, как в том, так и в другом случае — в основе Его решений любовь. Даже наказание Божье — это проявление Его любви, Он не мстит и не проявляет жестокость, но учит нас, направляя на верный путь.

Мы не можем понять почему праведник умирает, а грешник продолжает жить, нам это не открыто. Но мы можем доверять Богу и верить, что и то, и другое, происходит потому, что это лучший путь ко спасению.

И все же, хотя мы не можем проникнуть в суть происходящего, кое-что, по словам Христа, зависит от нас.

Люди живут и погибают в разных обстоятельствах, которые часто от них не зависят. Но что же от них зависит? От них зависит состояние в котором они живут, зависит состояние их души, духовное качество их жизни.

Воля Божия о каждом из нас особая, она нам не подвластна... Но нам подвластно покаяние, ведь это то, что поистине зависит от нашего решения, то, что позволяет нам в каждое мгновение жизни быть готовым к встрече с вечностью.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!