Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12

02 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

03 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

04 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

05 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

06 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

07 Посему оставит человек отца своего и мать

08 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

09 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12 (о. Дмитрий Барицкий)

Пророк Захария и праведная Елисавета

Мк., 43 зач., X, 2-12 (о. Дмитрий Барицкий)

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Практика развода была широко распространена в среде евреев времен Христа. Жена могла получить разводное письмо по любому поводу. Речь в данном случае шла не только о неверности супруги. Плохо приготовленная еда, разговор с незнакомым мужчиной, шероховатости в характере женщины, просто отсутствие интереса к ней со стороны мужа — все это могло стать основанием для развода. При этом в бракоразводной практике иудеи опирались на закон Моисея, который не уточнял, в каком именно случае мужья могут оставлять своих жен, и поэтому допускал весьма широкие трактовки. Именно этой неоднозначностью правовой нормы и пользуются фарисеи. По ненависти ко Христу они пытаются поймать Спасителя в ловушку. Хотят, чтобы Он сказал нечто против закона великого пророка.

Однако в Своем ответе Господь напоминает им, что брак — не просто один из социальных институтов, которые имеют человеческое происхождение. Ведь его установил Сам Создатель. Это таинственное, органическое единство между двумя, которые становятся одним целым, пусть пока и не до конца осознают это. А потому разрушать союз супругов, руководствуясь легкомысленной прихотью, подчиняясь сиюминутным настроениям и эмоциям, нельзя.

Постановление о разводе было дано евреям, как снисхождение к их слабости. Моисей прекрасно знал, что многие его единоплеменники люди грубые и жестокие. Требовать от них идеала супружеской жизни бесполезно. Более того, это может привести к печальным последствиям. Мужья начнут или тайно изменять своим женам, или же будут устраивать разводы собственными коварными методами. Поэтому, чтобы хоть как-то пресечь подобные беззакония и был дан такой закон. Не вина пророка, что евреи начали использовать его постановление в своих корыстных целях. Они ссылаются на него не из-за благочестия, а для того, чтобы успокоить свою совесть, заглушить ее голос авторитетом великого святого. Конечно, фарисеям было трудно поспорить со всеми этими словами. В очередной раз они проиграли.

Сказанное предлагает обильную пищу для размышлений. Евангелие напоминает, что любой закон всегда имеет сдерживающий характер. Он бывает весьма уместен там, где остыла любовь. Где человек уже не может вполне оставаться человеком, а потому ему необходим внешний регулятор, нечто сдерживающее. Соблюдение правовых норм является залогом того, что общество имеет необходимый для своего существования минимум здоровья. Однако при этом необходимо помнить, что, если в душе пустота, ненависть и злоба, даже самая справедливая и юридически совершенная норма превращается в оружие, направленное против тех, кого она призвана защищать. Именно о таких ситуациях мы говорим: «закон — что дышло, как повернешь, так и вышло». Поэтому необходимо нечто большее. Согласитесь, отношения влюбленных не могут быть регламентированы никаким юридическим кодексом. Здоровые отношения в таких законах не нуждаются. Брачные контракты заключаются лишь на тот случай, если остынет любовь и люди захотят разойтись. А потому главное, к чему призывает Спаситель Своих последователей, — найти в себе силы каждый раз в межличностных отношениях подниматься над законом. Уметь покрыть своего ближнего долготерпением и милостью. Тогда и закон будет не нужен. Именно в той мере, в какой мы научились это делать, можно говорить о том, какие мы христиане.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!