Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 12-28. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 12-28

12 Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,

21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;

23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча, которую мы сейчас услышали, для слуха современного человека кажется очень странной. Причина — в парадоксальном поведении человека, который назван в притче «рабом лукавым и ленивым». Нам бы на его месте и в голову не пришло так поступить! Начальник выделил огромные финансовые ресурсы — и было бы безумием их оставить в небрежении, вместо того, чтобы, как минимум, инвестировать в какой-то надёжный бизнес! Тем более, в итоге обвинив самого начальника в том, что он — жестокий, циничный деспот, от которого добра не жди. Одним словом, какой-то он странный в притче, этот «лукавый раб».

А давайте попробуем представить, что в притче не было бы этого негативного персонажа? Тогда — притча — ни о чём: рабам дали поручение, они его выполнили кто как смог, и хозяин отблагодарил по мере усердия каждого. В чем — интрига? Нет её! Где загадка? Всё и так понятно: скучно, и никакой драматургии! Но в притче Христа — всё иначе: эта загадочная фигура «лукавого раба» заставляет мобилизовать мозг, который начинает активно размышлять над вложенной в притчу загадкой!

Итак, смысл притчи раскрывает Сам Христос — правда, от этого он понятнее не становится: «всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Что это значит? Если вспомнить слова Христа о том, что кто не отвергнется всего в жизни — вплоть до собственной души — не может быть Его учеником, становится понятно, что речь здесь вовсе не о каком-то «имении», «собственничестве». А о чём тогда?

Ключ к пониманию притче — в контексте её произнесения. Иисус входит в Иерусалим — и впереди Его ждут предательство и позорная смерть. Всё пойдёт совсем не так, как думалось ученикам. Иудеи покажут своё подлинное лицо религиозного благочестия, когда решатся убить невинного — из самых высоких духовных побуждений. Из такого ракурса становится понятным, что «лукавый раб» — это еврейский народ, и прежде всего его духовные лидеры, которые «взяли ключ разумения — и сами не вошли, и других не пустили». Им было дано великое богатство — Божественное Откровение, которое они «законсервировали», опутали толкованиями и предписаниями — и не позволили этому семени прорасти: оно так и осталось зародышем.

Но притча говорит нечто ещё большее: то, как лукавый раб общается со своим господином, говорит только об одном: раб его тихо ненавидит, он совершенно не заинтересован в благе господина. Фраза «вот тебе твоё» — это шаблонная фраза из еврейских правовых документов, которая означает одно: «я за это больше не отвечаю!»

Этой притчей Спаситель не только намекает евреям, что они с треском провалили возложенную на них миссию — в отличие от других народов, каждый из которых принёс свой плод. Христос произносит ещё более страшный диагноз: несмотря на всю показную, нарочитую религиозность — евреи не только не стали ближе к Богу, Которого называли своим Господином, но оказались совершенно чужими, стали открытыми врагами Ему!

В фильме Андрея Балабанова «Я тоже хочу» есть замечательный образ мистической «колокольни счастья». Её особенность в том, что она «сама» выбирает, кого — «принять» в себя, кого — не пустить. Многие пытаются понять её логику — но всякий раз ошибаются. Потому что она смотрит в ту самую глубину каждой человеческой души, куда далеко не всякий отважится заглянуть даже единственный раз в жизни.

У нас, христиан, тоже есть такая «таинственная колокольня», мистический «портал» к Богу Отцу — причем есть в каждом храме: это — Святое Причастие. Приступая к нему, мы оказываемся лицом к лицу с Тем, Кто ради нас отдал Свою жизнь — чтобы мы стали живыми. Но каждое причастие — это не только «малый суд» — но и «большое оправдание»: даже если ты всё ещё далёк от святости, через принятие в себя Тела и Крови Христа ты открываешь возможность для глубинного, существенного изменения себя самого.

Поэтому если мы не хотим оказаться однажды в позиции «лукавого раба» из сегодняшней притчи, нам надо не лениться почаще приходить в храм, чтобы не только проверить свою жизнь, насколько она сонастроена Божественным заповедям, но и получить ту силу и вдохновение, без которых едва ли мы сможем сами пройти достойно этот путь спасения!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!