Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 1-15. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 1-15

01 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,

02 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

03 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

04 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

05 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;

06 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

07 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

08 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,

09 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:

11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;

14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 1-15 (прот. Павел Великанов)
70Apostles

Икона «Собор семидесяти апостолов».

Лк., 50 зач., X, 1-15 (прот. Павел Великанов)

1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,
2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
6 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
8 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
9 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:
11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;
14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Мы слышали напутственные слова Иисуса Христа к избранным семидесяти апостолам — которые направляются в различные места Палестины с проповедью о том, что приблизилось Царство Мессии. Что объединяет все эти наставления, руководствуясь которыми ученики должны были выполнить возложенную на них миссию? Я бы предложил такой ракурс: Спаситель побуждает учеников не стесняться принимать помощь от других людей и не чувствовать себя чем-то обязанными по отношению к тем, кто эту помощь оказывает.

Казалось бы, совершенно простые вещи! Но это только при поверхностном взгляде. И раньше, и по сей день немало людей не получают помощи не потому, что некому её оказать — а потому, что её не просят. Да и каждый из нас разве не сталкивался с ситуацией, когда явно необходимо просить о помощи — но внутри всё восстаёт против этого — да лучше я уж сам разберусь, сам справлюсь!

Но почему это происходит? Если посмотреть немного внимательней, то становится понятным: причина нежелания просить помощи — страх оказаться чем-то обязанным другому. Если мне помогут — я буду неловко себя чувствовать в должниках. А вдруг я не смогу «вернуть» это полученное добро тем или иным образом? И тогда в глазах другого я буду «плохим», «неблагодарным» человеком — уж лучше тогда и не просить ни о чём! Или может оказаться ещё хуже: зная о том, что мне нечем «вернуть», мной начнут манипулировать — и в итоге я вообще окажусь в какой-то немыслимой кабале!

Перспектива, о которой говорит нам сегодня Евангелие, совершенно иная. Христос призывает нас к простоте отношений: когда каждый со своей стороны готов оказывать добро другому без какой бы то ни было расчетливости или желания получить что-то взамен. Перед нами — удивительный принцип, которым живёт Церковь Христова: её миссия — перераспределять то лучшее, что каждый человек приносит Богу — и при этом распределять «несимметрично», с решительным отказом от любых попыток «манипулировать» благотворительностью. Отдал — и сразу забудь, не дожидаясь благодарности. Получил — поблагодарил — и тоже забудь, без всякой мысли ответного благодеяния. И это, конечно же, касается не только и даже не столько материальных благ — с ними, в определённом смысле, проще и понятнее. Есть в твоём хозяйстве что-то, в чём нуждается другой — отдай без всякой задней мысли. Нужно тебе самому что-то — не стесняйся сказать об этом братьям и сёстрам во Христе, без всякого смущения.

А вот с духовными и душевными дарами сложнее. Их, в отличие от материальных вещей, не так-то просто «упаковать» — чтобы другой смог принять с радостью и без чувства, что ему что-то «навязывают», или что его «унижают» самим фактом, например, сочувствия. Здесь требуется большая рассудительность — ведь бездумным «благодетельством» можно причинить огромный вред чужой душе, и даже вообще оттолкнуть от Бога и Церкви.

У нас есть замечательный пример, идеальный образец того, как правильно оказывать добро: это — как ни прозвучит странно — Божественная Евхаристия, Таинство Причастия. Бог отдаёт Себя человеку целиком — становится Божественной Пищей, которая питает всего человека — его тело, душу, дух — обновляет, очищает от грехов и страстей, вдохновляет к праведной жизни, наполняет радостью и счастьем. Но — внимание! — смотрите, как это происходит: Христос выходит в Таинстве только к тем, кто сам пришёл в храм и изъявил своё желание причаститься. Он не навязывает Себя, не принуждает, Он оказывает безграничное уважение к праву другого отказать участвовать в этом самом главном торжестве жизни. Которое — между прочим — Ему стоило самой жизни! Он не осуждает отказавшихся — но радуется согласившимся.

Помоги же и нам, Господи, научиться двум очень важным основам любого доброго дела: уважению и бескорыстности!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!