Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 31-35. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 31-35

31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?

32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.

33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.

34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

35 И оправдана премудрость всеми чадами ее.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В Своей речи, которая предшествовала сегодняшнему чтению, Спаситель говорил об Иоанне Крестителе. Он задавал риторический вопрос, обращаясь к иудеям: зачем вы ходили к нему? что вы хотели увидеть? Сама постановка вопроса изобличает слушателей — они прежде всего искали чего-то «свеженького», «новенького» — а вовсе не истины или Божественного откровения. И далее следует продолжение речи, где Христос сравнивает иудеев с капризными и избалованными детьми, которые сами не знают, чего хотят и как ещё их можно развлекать. И плясовые песни их не радуют, и печальные не трогают сердца — всё им не по нраву. Иоанна Крестителя обвиняют в крайнем аскетизме — а Иисуса — в дружбе с мытарями и грешниками, и вообще в привязанности к житейским радостям. Самое парадоксальное в том, что эти взаимоисключающие претензии каким-то удивительным образом вполне мирно сосуществуют в сознании иудеев, которые не могут понять всей абсурдности и нелепости претензий и к Предтече, и ко Христу.

В чем же причина столь странного поведения иудеев? Перед нами — одна из ситуаций, типичных для повреждённого грехом человеческого естества. Нам кажется, что наше отношение к тому или иному вопросу целиком разумно, обосновано, и опирается на достаточно веские аргументы. Но когда кто-то извне оценивает нашу позицию, он весьма удивляется, как мы не замечаем множества противоречий. Как это может быть? Ведь последние слова из чтения — «и оправдана премудрость всеми чадами её» — именно об этом, о потрясающей способности связать несвязуемое и оправдать неоправдываемое, когда речь идёт о собственном мнении человека!

Дело в том, что мы склонны переоценивать значение разума и в целом рациональности как таковой в нашей жизни. Да, мы действительно постоянно о чём-то думаем, перевариваем впечатления, формулируем мысли, ведём внутренний диалог — и поэтому нам кажется, что центр нашей жизни — в голове, точнее, в тех мыслительных процессах, которые там происходят. Можно сказать даже ещё жестче: мы «заморочены» не знающим покоя движением мыслей. Однако если внимательнее всмотреться в тексты Священного Писания, там подозрительно мало внимания будет уделяться интеллектуальной стороне человека: главный акцент — на другом, а именно — на сердце как глубинном средоточии личности, для которого разум — всего лишь «очень умненький помощник», но вовсе не хозяин и не командир. В сердце действует дух — и именно он задаёт определённую «тональность» всей жизни — а разум — на подхвате, который как только получит команду от духа — тотчас бросается находить рациональные аргументы и оправдания.

Ситуация, о которой нам сегодня рассказал евангелист Лука — достаточно часто встречается и по сей день. Когда человек отождествляет себя целиком с разумом и в свою очередь отказывает смотреть глубже, в сердце — его рассудочная деятельность легко может становиться своего рода «фантомом», призраком, который словно мыльная пена взбивается потоком мыслей и отрывает человека от переживания своей цельности. Поверив этому «фантому», можно потерять связь с реальностью настолько, что даже очевидные самому простому человеку вещи будут казаться странными и невозможными — как это, например, происходило, когда Христос совершая явные добрые дела — а фарисеи утверждали, что всё это — происки диавола.

Сегодня Евангелие призывает нас обратить внимание на то, чем на самом деле занято наше сердце — и насколько мы способны прислушиваться к его голосу — а не только послушно внимать бесконечному мысленному шуму.

Научи же нас, Господи, хотя бы иногда молчать и всматриваться внимательно, чем живёт в нас тот самый дух, который в нашей жизни определяет очень многое!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!