Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 9-13. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 9-13

09 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В разных культурах человек воспринимается очень по-разному. Некоторые люди любят рассуждать про общечеловеческие ценности, хотя на поверку в эти ценности они готовы включить только то, что импонирует им самим. На самом же деле, ценности и смыслы от культуры к культуре очень отличаются. Существуют цивилизации, обычно их ассоциируют с востоком, в которых человек теряет всякую ценность и становится просто одной из форм жизни. Он оказывается равен животному, насекомому, растению... И его жизнь не представляет из себя никакой ценности, или представляет ровно такую же как и все остальные.

Для христианской культуры такой подход к человеку оказывается совершенно чужд. Венец божьего творения — человек — заключает в себе то, чего нет ни в звездах, ни в галактиках, ни в чем другом из тварного мира. Он сотворен по образу Божьему, он обладает разумом, свободой, и может стремиться к единству с Творцом. Казалось бы, библейский взгляд на человека и его ценность в мире должны были предостеречь от пренебрежительного отношения к человеку, но они оказалось под гнетом другой идеи. Отдельный человек, с его конкретной и совершенно особенной ситуацией, оказывался менее важен, чем общее благо. В XX веке многие страны испытали на себе влияние подобных идей. Изображая перед обществом красивую цель, идеологи подобных режимов не считались с благом конкретного человека. Он так же оказывался песчинкой, малой и незаметной, которой можно пренебречь ради общего блага.

В сегодняшнем чтении мы слышим о том, как Христос приходит в синагогу и встречает там человека с сухой рукой. Но рядом с ним оказываются и те, кто хочет обвинить Его. Желая найти для этого повод, они задают вопрос, ответ на который для всех очевиден. Правило о субботе, как часть Божьего закона, выше чем нужды конкретного человека. Он мог много лет ходить с сухой рукой и ничего особенного не было бы в том, чтобы он проходил с ним еще несколько дней. Все, кто спрашивал Христа о возможности исцеления в субботу прекрасно это понимали... Но при этом всем, они понимали и еще кое-что. Они понимали, что есть традиция считать некоторые действия в субботу вынужденными и значит оправданными. И основой этой вынужденности было страдание животного, которое тебе принадлежит. Считалось, что его можно спасти и нарушением субботы это не будет. Кажется, что все в этих рассуждениях верно... Только при этом не стоит забывать, что в основе этого поступка лежит личная выгода, а не любовь. Может пострадать твое имущество и поэтому, спасая его, ты можешь нарушить субботу.

И вот людей, которые готовы возлюбить ближнего по закону, но не готовы возлюбить его превыше закона. Которые собственную пользу могут поставить выше заповеди, но пользой ближнего при этом готовы пренебречь.

Христос же показывает, что самой высокой ценностью для него является человек. И если мы хотим быть его учениками, любовь к ближнему должна быть для нас самым высоким законом.

Может возникнуть вопрос, как одна заповедь Божия может противоречить другой? Однако при внимательном рассмотрении мы поймем, что совершая добро в субботу Христос не просто нарушил одну заповедь, ради другой, он показал истинный смысл субботней заповеди, исполнив заповедь о любви.

Заповедь о субботе предполагала, что человек отдает этот день Богу. Христос же учит нас что свое отношение к Богу мы можем выразить через отношение к ближнему. Таким образом проявление милости в субботу — для Христа есть не нарушения заповеди, но самое настоящее и исполнение. И этот Его поступок указание каждому из нас. Тогда, когда надо посвятить себя Богу, мы должны отдать себя другим... Это будет не просто исполнением заповеди, но действием по Его образу... Потому что и Он пришел для того, чтобы отдать Себя нам, для нашего спасения.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!