«По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах, бродяга, судьбу проклиная, тащился с сумой на плечах…». Кто в России хотя бы раз не слышал этот грустный напев?
Забайкалье – край безбрежных степей, лесов и живописных сопок. Издавна тут кочевали со своими стадами буряты. За волей шли сюда казаки и староверы, а ссыльные отправлялись на вечное поселение.
Почитаемая православная святыня этой земли – Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь. Именно в качестве ссыльного оказался здесь святой преподобный Варлаам Чикойский – основатель обители. Обладая великим смирением, он сам называл себя – «бродягой», словно безымянный герой народной песни.
Василий Федотович Надеждин (так звали святого Варлаама в миру) был по происхождению крепостным крестьянином. Родился он в тысяча семьсот семьдесят четвертом году, жил в Нижегородской губернии и отличался благочестием. Был женат, но своих детей Господь не давал, поэтому вместе с супругой Василий усыновлял сирот. Он любил ходить в паломничества по монастырям Руси и даже встречался с преподобным Серафимом Саровским. В одно из таких паломничеств в Киеве Василия задержали за отсутствие документов, обвинили в бродяжничестве и сослали в Забайкалье.
Другой человек, потерпев несправедливость, действительно стал бы проклинать судьбу, но Василий воспринял это как волю Божию. В ссылке по благословению местного священника, он начал жизнь отшельника. Уединённую келию Василий соорудил в таёжной чаще на крутом склоне сопки неподалёку от реки Чикоя. Несколько лет он провёл в полном одиночестве в молитве и посте, пока о подвижнике не прознали жители окрестных селений. Уже затем Василий был пострижен в монахи с именем Варлаам и рукоположен в священный сан. А в тысяча восемьсот тридцать пятом году был официально учреждён Чикойский монастырь.
Многим, кто приезжал в обитель на Чикое, здешние места напоминали Святую гору Афон в Греции. Одна из сопок до сих пор так и называется – Афонской. На горных склонах выросли два храма, келии и хозяйственные постройки. Чтобы обеспечить монахов и паломников водой, было вырыто почти тридцать колодцев.
Еще во время святого Варлаама монастырь приобрёл миссионерское значение. Сам преподобный старец был сторонником единоверия – движения в православии, направленного на преодоление церковного раскола. Единоверцы совершают богослужение по старообрядческим правилам и крестятся двумя перстами, но не отделяют себя от Русской Православной Церкви. Авторитет преподобного Варлаама у забайкальских староверов был настолько высок, что многие из них соединились с Церковью. Из Чикойского же монастыря миссионеры ездили проповедовать веру Христову бурятам.
Главной монастырской святыней стала икона Божией Матери «Споручница грешых», подаренная купцом из города Кяхты. Особенно любили этот чудотворный образ ссыльные, приносившие покаяние о совершенных грехах.
Монастырь расположенный вдалеке от больших городов и дорог, сделался духовным центром Забайкалья. Увы, разрушительные события двадцатого века не пощадили и его. Горная обитель была заброшена и снова поросла тайгой. Большинство построек не дошло до наших дней.
Однако место, освящённое подвигом преподобного Варлаама, и сегодня привлекает верующих. У входа в Чикойский монастырь стоит большой поклонный крест, а на месте алтаря главного монастырского храма поставлена часовня. В две тысячи втором году состоялось обретение мощей преподобного Варлаама Чикойского, которые теперь находятся в кафедральном Казанском соборе города Читы.
Ежегодно одиннадцатого июня в день иконы «Споручница грешных» совершается крестный ход от села Урлук до бывшего Чикойского монастыря. Восемь километров пешком в гору – путь не самый лёгкий. Но чтобы почтить небесного покровителя своей родной земли, здесь собираются православные паломники со всего Забайкалья.
Уравнение. Наталия Лангаммер
«Ну, почему нужно перестраиваться из ряда в ряд так медленно? Чего ты плетешься?» — возмущалась я за рулем в адрес попутной машины, которая мне мешала.
И тут в голове всплыло слово «уравнение». Недавно мои очередные размышления, почему судить людей нельзя, нашли ответ в одном слове: «уравнение»
Причем, оно не решаемое. Состоит практически полностью из неизвестных. Каких?
Смотрите. На примере того же нерасторопного водителя.
Что я знаю? Что он едет медленно. А почему?
1. Он может не считать, что едет медленно. Полагать, что двигается осторожно.
2. У человека может болеть или кружиться голова. Может быть высокое или низкое давление.
3. В машине может ехать пассажир, которому страшно или которого укачивает.
4. Водитель может быть расстроен, убит горем.
5. Он может не спешить, так как сильно заранее выехал. А может не хотеть ехать туда, где ждут проблемы, неприятный разговор, трудное решение.
6. Машина может быть неисправна.
7. А может он вспоминает и проживает снова недавнее свидание с любимой и в хорошем расположении слушает медленную романтическую музыку.
8. Или говорит по телефону со старенькой мамой. Нельзя за рулем по телефону, но как маме отказать?
Стоит дальше продолжать этот список предположений. Он бесконечен! Ведь каждый из пунктов можно расширить до огромной истории. Истории человеческой души, которую нам не дано знать.
«Уравнение» — слово, которое теперь помогает мне не только удержаться от осуждения, оно помогает перестать хотеть судить. Все, что я знаю про этого водителя в соседней машине — это то, что мне лично он мешает в данной полосе. Ну, перестроюсь в другую. Помоги и ему, и мне Господь!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Исидор и Ида Штраус
Исидор и Ида Штраус родились и умерли в один день. Американский бизнесмен и благотворитель прожил вместе со своей верной и преданной супругой больше сорока лет. Они вели скромный образ жизни, не стремясь к публичности и славе. Мир узнал о них и их любви, после трагедии на корабле «Титаник», с которой имена супругов Штраус навсегда остались связаны.
Молодые люди встретились в 1861 году в городке Талбот американского штата Джорджия, куда их семьи иммигрировали из Германии. У юноши и девушки оказалось много общего. Оба любили лошадей, увлекались литературой. Оказалось, что даже дни рождения они отмечают вместе — 6 февраля. Правда, с разницей в 4 года. Разделяло их лишь положение в обществе. Семья Иды была очень состоятельной, в то время как Исидор был всего-навсего сыном мелкого небогатого лавочника. Он даже на наследство не мог претендовать, поскольку был младшим братом в семье. Молодые люди очень быстро поняли, что любят друг друга. И вскоре Штраус попросил у родителей Иды её руки. Как и следовало ожидать, жених без капитала не вызвал у них одобрения. Исидор получил отказ. Ида со слезами умоляла отца и мать изменить решение. И они, наконец, смягчились. Жениху поставили условие: помолвка должна длиться три года. За это время станет ясно, серьёзные ли у юноши намерения, действительно ли он любит свою избранницу и не за богатством ли её гонится. Исидор и Ида согласились — они были готовы ждать друг друга.
И дождались. Обвенчались. Со временем у Штраусов родился первенец — сын Джесси. А когда Ида ждала второго ребёнка, Исидор решил уехать из Талбота. Супруги мечтали о большой семье, им хотелось иметь много детей. А их нужно обеспечивать. У Исидора была задумка открыть большой собственный магазин. Провинциальный городок не подходил для реализации такого плана. Родным и друзьям Штраусов идея отъезда показалась безрассудной. Но Ида поддержала супруга. В 1876 году семья отправилась в Нью-Йорк.
Поначалу на новом месте пришлось нелегко. На свет появился второй малыш. Исидор устроился продавцом в крупный универмаг. Ровно половину каждой его зарплаты супруги откладывали на будущий магазин. За несколько лет семья Штраусов выросла — Ида родила ещё пятерых детей. Такая большая семья жила в маленькой съёмной квартирке. Но бытовые тяжести не огорчали супругов. Позже Штраусы будут вспоминать эти годы как самые счастливые в их жизни.
В 1896 году Штраус стал владельцем огромного универмага «Мэйсис» на 34-й улице. «Всё это смогло осуществиться только благодаря тебе. Твоё терпение, доброта и поддержка сотворили чудо», — писал Исидор своей жене.
Шли годы. Штраусы уже нянчили внуков. Занимались благотворительностью, путешествовали. Зиму 1912 года Исидор и Ида провели в Европе. Вернуться в Америку супруги решили на чудо-корабле, который все называли непотопляемым. Новейший трансатлантический лайнер «Титаник» отправлялся в свой первый рейс...
Есть фотография, на которой счастливые, улыбающиеся супруги Штраус запечатлены на палубе «Титаника» пред отплытием. А через несколько дней случится катастрофа, которая войдёт в историю. А вместе с нею войдут в историю Исидор и Ида Штраус, и их безграничная любовь друг к другу. Например, в знаменитой картине Джеймса Кэмерона «Титаник» Штраусы показаны утешающими друг друга в момент гибели лайнера, когда их каюта заполняется водой.
Как только стало очевидно, что корабль пойдёт ко дну, пассажиров стали эвакуировать. Однако шлюпок на борту оказалось гораздо меньше, чем требовалось. Капитан принял решение: сажать в них только женщин и детей. Нос «Титаника» уже наполовину погрузился в океан, когда Исидор, наконец, уговорил жену занять место в спасательной лодке. Но когда был отдан приказ спускать шлюпку на воду, Ида не выдержала. Она попросила матросов помочь ей снова сойти на палубу. «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда он, туда и я», — сказала она. Последний раз супругов видели стоящими на верхней палубе тонущего корабля. Они крепко обнимали друг друга и слушали, как музыканты «Титаника» играют христианский гимн «Ближе к Тебе, Господь».
На кладбище Вудлон в пригороде Нью-Йорка устроен мемориал в честь Исидора и Иды Штраус. Памятник выполнен в виде корабля. «Даже глубоким водам не под силу ни погасить любовь, ни утопить», — написано на нём.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.