Послание апостола Павла к Ефесянам. Глава 2, стихи 4-10.
Римская империя в первом веке по Рождестве Христовом без преувеличения являлась наиболее могущественным государством в мире. Территории, подконтрольные Риму, располагались сразу на трех континентах: в Европе, Азии и Африке. Рим не только управлял обширными землями, но и обустраивал их. Настоящей легендой стали знаменитые дороги империи, позволявшие огромному государству эффективно функционировать. Впрочем, по славным дорогам Рима передвигались не только чиновники и военные. Таков был промысел Божий, что дорожная инфраструктура империи пригодилась ученикам Христа, апостолам, которые разнесли весть о Спасителе и Его учении по самым дальним уголкам Римского государства. Особенно много для исполнения этой миссии потрудился апостол Павел, посетивший с проповедью множество городов. Везде он основывал общины христиан, которые со временем превратились в местные Церкви. Павел вплоть до смерти в Риме в конце 60-х годов заботился о судьбе основанных им христианских общин и направлял им послания со словами поддержки. Таким по содержанию было, например, послание к жителям города Эфес, которое было написано Павлом из заточения в Риме и стало как бы его духовным завещанием. Отрывок из послания к Эфесянам читается сегодня во время утреннего богослужения:
2.4 Братья, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 2.5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,– благодатью вы спасены,– 2.6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 2.7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. 2.8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 2.9 не от дел, чтобы никто не хвалился. 2.10 Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
В течение всех лет, проведенных в апостольском служении, Павел постоянно боролся с людьми, которых в библейской науке принято называть иудействующими. Иудействующие- это евреи, принявшие крещение, но не отказавшиеся от традиций ветхозаветной религии. Данные люди полагали, что Ветхий завет продолжается и все христиане обязаны его соблюдать. Но главная пагубность позиции иудействующих состояла в том, что они пытались привить христианам традиционный для иудаизма религиозный подход. Логика его была такова- если между Богом и людьми заключен завет, то есть договор, и Бог, и люди должны соблюдать его условия. И если люди соблюдают заповеди, Бог не вправе отказывать им в Своей милости.
Апостолу Павлу такой подход к религиозной жизни был крайне не приятен. В каждом городе, который он посещал с проповедью, в каждом своем послании, он пытался донести до людей очень важную мысль- Бог из великой любви создал человека и из великой любви послал в наш мир Своего Сына Иисуса Христа, Который умер за людей на кресте, воскрес и открыл людям Царство Небесное. Все это Бог сотворил даром, Он не выставляет людям счет. Все что Он просит от людей взамен- ответную искреннюю любовь, которая, впрочем не Богу нужна, а самих людей преображает, делает их внутренне лучше. Отношения между Богом и людьми для Павла очень похожи на отношения между любящими друг друга отцом и его детьми, когда они безусловно совершают друг для друга добрые поступки, но не для награды, а как подтверждение своей искренней любви. Хорошим детям бессмысленно хвалиться перед отцом своими добрыми поступками, отец и так любит своих детей, но чем больше дети проявляют на деле свою любовь, тем крепче она становится. Со времени написания послания к Эфесянам прошло без малого две тысячи лет. Тем не менее, слова апостола Павла о вере и любви к Богу по-прежнему актуальны, так как Бог и от современных православных христиан ждет того же, что и от их братьев по вере из первого века, - искренней любви, выраженной в добрых делах.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди