Послание апостола Павла к Галатам. Глава 1, стихи 11-19.
Апостолы, проповедуя Евангелие Иисуса Христа, посещали самые разные регионы Римской империи. Им приходилось общаться с многочисленными народностями, которые или были включены в состав Римского государства, или образовались внутри него из-за смешения различных национальностей. Одним из ярких примеров появления нового народа в Римской империи были галаты. Галаты как народность образовались из-за переселения в третьем веке до Рождества Христова части галлов (предков французов) в Малую Азию, где галлы смешались с местными греками. Так и образовалась Галатия с населявшими ее галатами. Апостол Павел посетил Галатию во время первого своего миссионерского путешествия примерно в 48 году по Рождестве Христовом, а затем направил христианам Галатии послание. В нем он, в частности, описывает собственный приход к вере во Христа.
1.11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,1.12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.1.13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,1.14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.1.15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 1.16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,– я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,1.17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.1.18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.1.19 Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Откровенный рассказ об обретении веры во Христа в послании к Галатам возникает не случайно. Сразу после того, как Павел покинул их земли, там появились лже-проповедники, которые стали очернять апостола. Они говорили, что Павел не может считаться полноценным учеником Христа, потому что не видел Его своими глазами, так как начал свое служение уже после Вознесения Спасителя. Павлу пришлось защищать свое апостольское звание. Он подтверждает, что когда-то был большим ревнителем иудейской веры, ненавидел христиан и принимал активное участие в их уничтожении. Павел даже отправился в Дамаск, чтобы и там гнать последователей Христа. Но в дороге ему чудесным образом явился Спаситель, Который обратил Павла. Из гонителя христианства он стал его великим проповедником.
Павел не решился сразу после обращения направиться назад в Иерусалим. Слишком многие воспринимали его как гонителя Христа. Павел удаляется в Аравию, пустынную местность, населенную дикими племенами. Он провел в Аравии три года, ежедневно молясь Богу о прощении грехов. В частности, он каялся за участие в убийстве архидиакона Стефана. Как повествует церковное предание, в Аравии Павлу являлся Сам Спаситель, Который лично поведал Павлу о Своем учении. Таким образом, Павел узнал о Христе и Евангелии не от иных людей, как утверждали лже-проповедники в Галатии, а от Самого Спасителя. Благодаря этому он мог с уверенностью именоваться апостолом, подобным Петру, Иакову (сводному брату Спасителя) и иным.
Апостол Павел является ярким примером того, что путь к Богу не закрыт ни для кого. Пусть даже человек, ищущий Бога, является великим грешником. Любовь Бога и искреннее покаяние способны изменить каждого, как изменили они по дороге в Дамаск будущего апостола Павла.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.