Второе послание апостола Павла к Коринфянам.
Глава 11, стихи 31-32. Глава 12, стихи 1-9.
Среди христианских городов древности особое положение всегда занимал Коринф. Уже в первом веке по Рождестве Христовом Коринф стал мощным центром христианской жизни. Впрочем, о Коринфе в те времена обоснованно говорили, что христианское благочестие его жителей скорее выглядит крепким, чем является таковым на самом деле. Действительно, коринфяне, в 52 году радостно принявшие апостола Павла, впоследствии заставляли его своим поведением неоднократно печалиться. Апостолу пришлось посещать Коринф еще раз и направлять его христианам несколько посланий. Отрывок из Второго послания апостола Павла к Коринфянам читается сегодня утром во время богослужения:
11.31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный вовеки, знает, что я не лгу. 11.32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. 12.1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
По отношению к апостолу Павлу коринфяне повели себя крайне неблагодарно. Они поддались влиянию лже-проповедников, которые обольщали коринфян рассказами о чудесах и видениях. А также очерняли апостола Павла, называя его лицемером. Потому Павел, направляя к Коринфянам второе послание, прямо говорит, что в течение жизни никогда не предавал Бога и за свою верность претерпел множество бед. Его, например, за проповедь Христа хотели убить в Дамаске. Впрочем, для тех, кому была важна мистическая составляющая духовной жизни, Павел приводит такой случай.
12.2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. 12.3 И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), 12.4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. 12.5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
В человеке, восхищенном в видении на небо, христиане всегда видели самого апостола Павла, который по смирению решил рассказать о своем духовном опыте от третьего лица. Удивительный факт - проповедуя Христа, для поддержания своих слов Павел почти всегда говорил не о чудесах и видениях, а о бедах, которые ему пришлось переносить.
12.6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. 12.7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. 12.8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. 12.9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Апостол не только говорит, что действует не своей силой, а благодатью Христа, но и что для смирения дано ему Богом «жало в плоть, ангел сатаны». Большинство мнений сходится к тому, что так Павел называет людей, которые восставали против его проповеди. Павел смиренно переносил возникавшие козни, понимая, что наличие подобных людей полезно лично ему, чтобы он не гордился своими талантами, а надеялся только на Бога, Который поможет преодолеть любое препятствие. Вот почему он произносит ключевую фразу сегодняшнего отрывка: "охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ". Действительно, никакие преграды не помешали христианству через апостолов распространится в ту эпоху по всей Римской империи. Притом, что ни Павел, ни прочие ученика Христа не были влиятельными или могущественными людьми. Их служение стало ярким примером того, что сила Божия действительно совершается в немощи.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди