Имя этого человека единственное, упоминаемое в одной из важнейших христианских молитв Символ веры, о нем слагали легенды, ему посвящены сотни книг, написаны сотни картин. Тем не менее, долгие годы факт реального существования этого римского чиновника вызывал серьезные сомнения. И действительно, помимо Библии, Понтий Пилат упоминается лишь у двух древних авторов: Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Тем не менее, многие учёные были уверены, что строки с упоминанием этого римского наместника были вставлены в рукописи гораздо позже. Противоречивость сведений об этом правителе заставляла многих утверждать, что Пилат - мифический образ с говорящим именем «копьеносец». Доказательство в пользу христианской традиции были обнаружены совершенно случайно.
В 1961 году группа итальянских ученых проводила раскопки театра на территории некогда величественного портового города Кесарии, бывшего резиденцией царя Ирода и римских наместников. Внимание руководителя экспедиции Антонио Фрова привлек обломок мраморной плиты, которую, судя по всему, использовали в V веке, как облицовочный материал.
По всему было видно, что эта плита гораздо старше. Более того, внимание привлекли несколько латинских букв на обратной стороне. Надпись, состоящая из четырех строк, сильно была повреждена временем. Тем не менее, нам удалось прочитать ее. Никто не ожидал, что эта плита станет самым главным археологическим открытием на долгие десятилетия! Надпись сообщала, о том что, префект Понтий Пилат посвящает перестройку театра императору Тиберию!
Таким образом, найденный обломок стал единственным археологическим подтверждением существования Понтия Пилата. Находка итальянских археологов заставила скептиков умолкнуть. Однако она поставила перед учеными другой, казалось бы неразрешимый, вопрос. Почему в Евангелиях Понтий Пилат именуется «прокуратором», а на плите «префектом». Парадоксально, но противоречие с евангельским текстом лишь подтверждает его!
Прежде неоднократно высказывались сомнения, что Понтий Пилат мог иметь отношения к суду над Христом. Ведь в те времена прокураторами назывались чиновники, которые занимались преимущественно финансовыми вопросами и не имели никакой военной и судебной власти. Обратите внитмание, что название должности, происходит от глагола curare – заботиться. Таким образом, скептики считали, евангельский рассказ о суде над Христом абсолютной выдумкой. Обнаруженная надпись «префект» ставит точку в дискуссиях.
В отличие от простого попечителя (так можно перевести на русский слово прокуратор) префект обладал всей полнотой военной, исполнительной и судебной власти. Таким образом, Пилат мог командовать войском и выносить смертные приговоры. Почему же тогда Евангелия именуют его прокуратором? Ответ прост. После реформы императора Клавидия в 40-х годах прокураторы также стали обладать всей полнотой власти. Евангелия, написанные после этих изменений, просто используют современный им термин. В очередной раз подтверждая, что библейские противоречия при внимательном изучении оказываются лишь видимостью!
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия