Трифон родился в третьем веке от Рождества Христова в Малой Азии. Там он пострадал и был прославлен. Никогда он не был в России, да и страны такой не существовало еще в то время, когда он жил. Но почему же у нас на Руси всегда так почитали этого святого? Ведь на самом первом гербе Москвы был изображен именно он – на коне и с ловчей птицей в руке. В храме в честь святого Трифона в Москве всегда многолюдно. Этот храм был выстроен на том самом месте, где по преданию произошло первое чудо, произошедшее в России по молитве к святому.
ДЕВОЧКА:
- Мама, а почему мальчик на иконе держит птицу?
МАМА:
- Этого мальчика звали Трифоном. Он жил давным-давно и был прославлен Церковью, как святой. А у нас в 16 веке произошло вот что. Однажды царский сокольничий упустил очень ценную ловчую птицу. Жестокий царь, большой любитель соколиной охоты, непременно казнил бы его за такую оплошность. Несчастного слугу звали также Трифон. Вот он и помолился в этот тяжелый момент своему небесному покровителю. А после уснул, устав плакать. И представь себе – во сне ему явился святой Трифон с соколом в руках, и рассказал, где найти птицу. Ведь и сам святой не понаслышке знал, что такое царский гнев.
ДЕВОЧКА:
- Мама, а можно я помолюсь, чтобы наша Муся, которая вчера сбежала, вернулась домой? Можно молиться о животных?
МАМА:
- Да, конечно. Господь для того и дал нам животных, чтобы мы заботились о них. Святому Трифону часто молятся о пропавших питомцах, и он помогает их найти, так же, как помог царскому слуге.
Родители Трифона были простыми необразованными крестьянами. Они не обучали сына наУкам и искУсствам, но зато передали ему свою живую веру в Бога.
Однажды на поля односельчан Трифона напали насекомые и едва не уничтожили все посевы. Для крестьян это означало бы голодную смерть. Трифон в молитве дерзновенно попросил у Бога помощи, и насекомые исчезли с полей. Слава о юноше-чудотворце быстро распространилась по округе. Но она нисколько не повредила Трифону. Он все так же продолжал пасти гусей, легко откликаясь на все просьбы соседей, приходя им на помощь по первому зову. Любую беду своих блИжних он считал своей собственной, для него не было чужих проблем. Наверное, эта отзывчивость к чужому горю и придавала силу его молитве.
Так же легко откликнулся Трифон и на просьбу самого римского императора Гордиана – прибыть в столицу, чтобы исцелить его тяжелобольную дочь. Когда юноше оставалось до РИма три дня пути, царевна закричала громким голосом и исцелилась. С нетерпением ждали император и весь двор прибытия чудесного врача. Когда Трифон явился ко двору и узнал о случившемся, он рассказал им, что болезнь царевны была духовного свойства, и заболеть ей может каждый, кто не защищен благодатью, получаемой при крещении. Многие придворные, слушая его проповеди, уверовали в Христа.
Но вскоре Гордиана сменил на Римском престоле свирепый Декий. Он велел преследовать христиан и заставлять их отрекаться от своей веры. Среди прочих христиан схватили и Трифона, который был известен по всей округе благодаря своей честной жизни и добрым делам. Сломить такого известного христианина было для гонителей очень выгодно. Сначала лестью и угрозами его пытались заставить отречься от Христа. А когда это не подействовало, перешли к мучениям. Трифона жестоко били и истязали, но для вразумления его мучителей Бог сделал так, что на его теле святого не оставалось ран. Декий был поражен этим чудом, но его сердце не умягчилось. Каждый день он придумывал для христианИна новую пытку. И лишь окончательно убедившись в непреклонности ТрИфона, император приказал казнить его.
Воины вывели Трифона за город. По дороге на казнь святой молился и благодарил Бога, за то что Тот дал ему силы перенести все мучения и не отречься от Него. Вспоминал Трифон и то время, когда император Гордиан, благодарный ему за исцеление дочери, предлагал богатые дары и должность при дворе. Все это он тогда отверг, чтобы в тишине родного селения спокойно жить и молиться Богу. Сейчас же он отвергал саму земнУю жизнь. Но каждодневно ощущая присутствие Творца в своей жизни, святой ни на секунду не усомнился в своем выборе.
…Страшно болели истерзанные руки и ноги. Но в голове звучали слова псалма: «Лучше один день в доме Твоём, чем тысячи лет на земле без Тебя». До Царствия Небесного оставался один только шаг. В момент казни с ним произошло еще одно чудо – душа Трифона отделилась от тела прежде, чем воин коснулся мечом его шеи. Своей свободной волей он всю жизнь служил Господу, своей волей и отошел к Нему, показав, что все цари мира не имели власти над душой того, кто по-настоящему взыскал Небесного Царства.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия