В 1359 году в Великом Но̀вгороде вспыхнул мятеж. Из-за смены главы города – поса̀дника, Но̀вгород раскололся на две части – Софѝйскую и Торго̀вую, разделённые рекой. Мятежники сломали мост через Во̀лхов, убили нескольких боя̀р и готовились вступить друг с другом в непримирѝмую схватку. Плакали женщины, пряча детей, а вчерашние добрые соседи стояли друг против друга и в ярости выкрикивали страшные проклятия. Вдруг словно волна прокатилась по толпе, и смолкли крики. Люди увидели, как немощный старец, бывший архиепископ Новгорода Моисей, уже несколько лет из-за болезни живший на покое за городом, приближается к ним. Услышав о кровопролѝтии, ста̀рец пешком пришел в растрево̀женный город. С крестом в руках он встал на остатки во̀лховского моста и обратился к своим обезумевшим ча̀дам:
СВЯТИТЕЛЬ МОИСЕЙ:
- Чего вы хотите, дети?
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ:
- Чтобы город наш процветал, хотим изгнать из Новгорода поса̀дника-во̀ра!
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ С ДРУГОГО БЕРЕГА:
- А мы костьмѝ ляжем, но не допустим того! Сами вы воры!
СВЯТИТЕЛЬ МОИСЕЙ:
- Послушайте меня, дети. Кровью ли омо̀ете благополучие Новгорода? Слезами ли вдов и сирот утвердите его? На костях ли братьев ваших построите счастье?! Не гневите Бога вашего, не радуйте диа̀вола!
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ:
- Что же нам делать, отец?!
СВЯТИТЕЛЬ МОИСЕЙ:
- Не вступайте в бой, дети, чтобы не пришло разорѐние на Новгород и не опустело место сиѐ. Разойдитесь с миром, и пусть по пять человек с каждой стороны придут ко мне в монастырь для переговоров.
Враждующая толпа разошлась. Благодаря посрѐдничеству епѝскопа, противники смогли договориться, и Новгород был спасён от междуусо̀бной войны.
…Святѝтель Моисѐй родѝлся в богатой и благочестѝвой семье. В юности он тайно от родителей ушел в монасты̀рь, располо̀женный под Твѐрью. Обеспоко̀енные родственники долго искали юношу, а когда нашли, попросили поселиться поближе к ним. Вняв мольба̀м родны̀х, ѝнок перешёл жить в новгоро̀дский Ко̀лмов монастырь, и по прошествии времени стал его главой. Когда же скончался Новгородский архиепѝскоп, Моисей был поставлен на его место.
В трудные для Новгорода времена занял святѝтель свою ка̀федру. Русь разоря̀ли монгольские по̀лчища, и его епа̀рхия тоже постоянно находилась под угрозой. Толпы нищих, бѐженцев, разбойников стекались сюда из соседних земѐль. Страшные пожары несколько раз опустошали город. Монашеская же душа Моисея искала тишины. К тому же, он сильно болел, и, после пяти лет епѝскопского служѐния, он ушел на покой в любимый Ко̀лмов, желая оставить все дела и служить одному только Богу. Ища более полного уединения, спустя пять лет он переселился на противоположный, пустынный берег реки Во̀лхов. Но и туда к святителю начали стека̀ться люди, ища совета и утешения. Так возник Деревянѝцкий монастырь.
Двадцать лет Моисей провел в молитве и уединении, но когда скончался архиепископ Новгородский Василий, снова пожалел осиротевших новгородцев и вернулся к управлению епархией. Больше всего усилий Владыка направлял на просвещение вверенной ему па̀ствы. Его стараниями были собраны писцы̀, которые переписали множество книг, главным образом богослужѐбных. Да и сам архиепѝскоп не уставал проповедовать, бороться с ложными учениями и язы̀ческими традициями, все еще сохранившимися в народе. Например, во время ва̀рки кваса или меда, новгоро̀дцы стучали по бочкам, призывая в помощь язы̀ческих божко̀в. Узнав об этом, святѝтель Моисей собрал на площади весь город, объяснил им, что такой обычай несовместим с христианством. И все новгородцы целовали крест, обещая, что впредь так делать не станут.
Чувствуя, что здоровье его совсем подорвано, архиепископ спустя время отправился на покой. Но немедленно вернулся к пастве, узнав, что в его любимом Новгороде может пролиться большая кровь. Лишь его вмешательство смогло остановить разбушевавшихся жителей, уже готовых убивать друг друга.
Даже после телесной смерти Новгородский архиепископ продолжил заботиться о своей па̀стве – известны случаи, когда Святитель являлся буйным новгородцам, чтобы снова вразумѝть их. И теперь уже точно никакие телесные болезни и немощи не могли ему в этом помешать.
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе