Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Седмица

«30-е воскресенье по Пятидесятнице — Неделя перед Богоявлением». Прот. Федор Бородин

«30-е воскресенье по Пятидесятнице — Неделя перед Богоявлением». Прот. Федор Бородин



В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, о Соборе 70 апостолов, о Крещенском Сочельнике, о Соборе Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, о значении праздника Крещения Господня, о праздновании Субботы по Богоявлении, а также о памяти святых священномученика Исидора Юрьевского и святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского.


Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья. С вами Марина Борисова. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», и сегодня у нас в гостях протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

Протоиерей Федор Бородин:

— Добрый вечер.

Марина Борисова:

— С его помощью мы постараемся разобраться в том, что ждет нас в церкви завтра, в 30-е воскресенье после Пятидесятницы, и на наступающей неделе. Понятно, что главное, что ждет нас на наступающей неделе — это праздник Крещения Господня, Богоявление. А 30-е воскресенье по Пятидесятнице в этом году называется неделей перед Богоявлением. И в этот же день празднуется Собор 70-ти апостолов. Мы по традиции стараемся вникнуть в суть праздника, исходя из тех отрывков из апостольских посланий и Евангелий, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Мы завтра услышим отрывок из Второго Послания апостола Павла Тимофею из 4-й главы, стихи с 5-го по 8-й. Звучат там такие слова. «Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». Дальше апостол говорит, что «теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, (...) не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». Почему апостол акцентирует наше внимание на бдительности, с которой нужно переносить скорби? Понятно, когда говорится, что их нужно переносить с мужеством. А при чем тут бдительность?

Протоиерей Федор Бородин:

— Бдительность потому, что если неправильно переносить скорби, то тогда можно разувериться и потерять веру. Вот вы выделяете «переносить скорби», а дальше есть «совершай дело благовестника». Мне даже кажется, что это важнее. Что скорби это месть вражия, которая сопровождает дело благовестника. И бдительность надо соблюдать именно апостолу Тимофею от 70-ти в этом, исполняя его служение. Дело благовестника, буквально дело евангелиста. Известно, что в древней церкви это был отдельный вид служения, и еще очень долго так именовались люди, которые благовествуют, то есть проповедуют Евангелие. Например, в акафисте святителю Иоанну Златоусту говорится о том, что как только он был рукоположен в Антиохии в сан священника, он сразу начал ревностно исполнять дело благовестника. Как главное служение священника тогда это воспринималось, сам Иоанн Златоуст так воспринимал. У нас сейчас тоже есть такие люди, которые постоянно проповедуют, опираясь на Священное Писание, на само Евангелие. И среди известных я могу назвать отца Олега Стеняева. Это человек, который сейчас исполняет служение благовестника, которое сохранилось с тех времен. А насколько мы его исполняем? И надо ли быть обязательно рукоположенным для этого. Это очень большой вопрос. Не надо. Дело благовестника может исполнять и мирянин вполне, может проповедовать на основании Евангелия. Да, десять человек не услышат, а один услышит. Надо бдительно и ревностно исполнять это служение. Но для меня самые главные слова этого отрывка другие. Он говорит, что скоро уже жизнь моя земная закончится, он находится в узах в Риме, он понимает или может ему уже открыто, когда и как он будет казнен. Он был усечен мечом. Как мы знаем, как римский гражданин он не мог быть распят, как апостол Петр. И вот он подводит итог своей жизни, за который он получит венец. И каков этот итог. Что он показывает Богу и нам и Тимофею? Он не говорит о том, что был восхищен до Третьего Неба, он не говорит об исцеленных тысячах людей, которые, прикасаясь к его опоясанию, то есть к тому плату, которым он препоясывался, или к плату, который он надевал на голову, получали исцеление. Он не говорит о том, что он обратил к Христу тысячи людей. Он говорит очень короткую вещь: веру сохранил. «Течение скончал (то есть он окончил течение жизни), веру сохранил, и за это мне соблюдается венец», готовится мне венец. Понимаете? Оказывается, и апостолу надо было веру хранить. То есть хранение веры, пребывание в вере это труд, который по мысли апостола вообще главный для христианина. Нам иногда кажется, что вера это как чувство в современном понимании. Пришло-ушло. Ах, я теряю веру. Нет, вера хранится, за веру надо бороться, за веру свою надо воевать. А чтобы вера не уходила, должно быть несколько вещей, как мне кажется. Первое, это живое общение с Богом. Христианин это человек, который от силы в силу, от возраста в возраст должен преуспевать в молитве, не получается иначе сохранить веру. Если ты лично встречаешь Бога в молитве — вот такие громкие, пафосные слова, простите — если это происходит хотя бы иногда, ты веру не потеряешь. Если ты проповедуешь, ты тоже ее не потеряешь. Если ты служишь другим, помогаешь и делаешь какие-то дела милосердия, ты тоже ее не потеряешь. Поэтому вот, хранение веры, как главный итог жизни. Удивительная задача для каждого из нас.

Марина Борисова:

— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Марка из 1-й главы, стихи с 1-го по 8-й, собственно с которого начинается его повествование. «Начало Евангелия Иисуса Христа сына Божия», и дальше рассказ о Иоанне Предтече, о его служении, которое было до Крещения на Иордане. Евангелист пишет: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходила к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». В принципе все это мы много раз по разным поводам читаем в течение года. И я думаю, большинство радиослушателей хорошо этот текст знают, отдельные какие-то фразы, может быть, часто повторяют. Почему из раза в раз Церковь напоминает нам служение Иоанна Крестителя. Ведь в общем-то мы открываем Евангелия, уже зная, что вот сейчас мы прикоснемся к проповеди самого Господа. Почему нас все время возвращают Евангелисты к истокам, к тому, что было о того, как явился Христос народу на реке Иордан?

Протоиерей Федор Бородин:

— Потому что, чтобы встретиться с Христом, надо покаяться. Понимаете? Иоанн Предтеча учитель покаяния. Мы даже в молитве чудной древней к нему говорим о том, что он последний пророк, и первый мученик, и главный учитель покаяния, и всего этого начальник. Вот так это звучит в молитве. Для того, чтобы встретиться со Христом как со Спасителем, надо раскаяться в своих грехах, это его служение. Так он готовил людей к встрече со Христом. Если человек не кается, он не встретит Христа. «Покайтесь, приблизилось бо Царствие Небесное». Не приближается душа к Царствию Небесному, если она не кается.

Марина Борисова:

— Кроме чтений, посвященных воскресному дню, мы услышим еще завтра чтение, посвященное Собору 70-ти апостолов, в частности отрывок из послания апостола Павла римлянам из 8-й главы, стихи с 8-го по 14-й, где есть такие слова: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Живущие по плоти, — говорит апостол, — Богу угодить не могут». Мы много раз по разным поводам говорим, что Евангелие как раз утверждает, что плотская жизнь не противоречит предназначению человека, данному ему от Бога. Все зависит от того, какова плотская жизнь, во имя чего она.

Протоиерей Федор Бородин:

— Все зависит от того, каков баланс между духовной, душевной и плотской жизнью в человеке. Когда Господь в книге Бытие смотрит на допотопное человечество, он говорит: «Не век Духу Моему жить в этих людях, потому что они суть плоть». Плоть это, скажем так, неправильное употребление телесности. Телесность дана человеку, и она свята и непорочна до грехопадения. Когда она становится плотью, и весь человек становится плотью, тогда он удаляется от Бога. За этой своей телесной завесой он перестает видеть Бога и перестает видеть, каков он должен быть. Вообще у апостола Павла деление на человека плотского и человека духовного очень четкое. Мы должны отложить ветхого человека, тлеющего по похотям прелести и облечься в нового человека. Он уподобляет это — снять старую истлевшую грязную одежду и надеть новую, это символ, который в крещении, в новой рубахе, нашей крещальной ризе, присутствует. Но оказывается, что очень сложно. Оказывается, что плотское продолжает жить в нас, в нашей телесности. И эта борьба растягивается на всю жизнь. Как в этом победить, как сделать так, чтобы не исполнялись слова Сергея Фуделя, например. Он удивительный образ дает. Когда собака сидит у вас под столом, ест из миски то, что вы ей туда положили, и лижет вам в благодарность руку, она на месте. Если собака запрыгнула на стол, ест из вашей тарелки, а когда вы пытаетесь ее отогнать, кусает вас за руку, она не на месте. Вот когда телесное становится плотью и диктует человеку, и его дух начинает подчиняться его плотскому человеку, это как раз и не должно быть. Поэтому Иоанн Креститель, как первый аскет, постник, подвижник, который ел только то, что прорастает в пустыни, имел огромный авторитет. Его проповедь о покаянии доходила до глубины сердец людей и обращала их таким образом ко Христу.

Марина Борисова:

— Кроме того, Собору 70-ти апостолов будет посвящен отрывок из Евангелия от Луки из 10-й главы, стихи с 1-го по 12-й, где есть знакомые большинству православных христиан слова: «Жатвы много, а делателей мало, итак молите господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою», и где очень много говорится о том, как должны посланцы, несущие благую весть, вести себя в тех городах и весях, где они появляются с проповедью. Что «трудящийся достоин награды за труды свои», что «если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясается вам» и что «Содому в день оный будет отраднее нежели городу тому». В общем, очень много таких, достаточно грозных слов звучит по поводу людей, отправляющихся проповедовать Евангелие Иисуса Христа. Почему это нужно знать нам? Ведь у нас сейчас совершенно другая ситуация. Мы можем проповедовать с помощью средств массовой информации, мы можем проповедовать устно, мы можем проповедовать в интернете, мы вообще можем проповедовать хоть на каждом перекрестке и, по крайней мере сейчас, нам за это ничего не будет.

Протоиерей Федор Бородин:

— Вообще, когда мы смотрим на память святых 70-ти апостолов, мы поражаемся мужеству этих людей. Действительно, наверное, им было очень страшно. Когда Христос говорит, я вас посылаю как овец среди волков. Представьте себе, овцу поставить в центр волчьей стаи, что с ней будет? Не имея с собой ни денег, ни второй обуви, ни запасной одежды, деньги не должны были быть вложены в пояс, как их тогда носили, пояс использовали в качестве кошелька. Апостолы отправлялись проповедовать к тем, кто мог вообще не захотеть ничего слушать о Христе, и таким образом они должны были уметь надеяться только на Господа, причем ежедневно каждую минуту. Многие из них претерпели очень серьезные испытания. Например, апостол от 70-ти Архип был не убит, предаваемый смерти, а немного ранен, чтобы он не убежал, и его отдали детям, чтобы они убили его своими ножичками — учили детей убийству взрослого человека. И вы представляете смерть от детей такая медленная, исколотый весь маленькими ранами, истек кровью. Как дорого апостолы от 70-ти заплатили за свою любовь ко Христу. Но эта надежда на Господа, это неотъемлемая часть проповедника, когда ты не знаешь, что ты будешь есть завтра. Фактически когда ты живешь на пожертвования. Они сегодня могут быть, но тебе никто ничего не обещал, а завтра ты придешь в город, где тебя ничем не накормят, и ты будешь ночевать за городом, просто в пыли придорожной. А в другом месте тебя будут кормить. То есть апостолы должны были не надеяться ни на что и ни на кого, кроме Иисуса Христа. Вот эта их готовность так жить меня поражает совершенно.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире радио «Вера», программа «Седмица». В студии Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. И мы говорим об особенностях и смысле богослужений наступающей недели. Но конечно, главным событием наступающей недели для нас является праздник Крещения Господня, Богоявление. Ему предшествует Крещенский сочельник, навечерие Богоявления 18 января. Сам праздник 19 января. И Собор Предтечи и Крестителя Иоанна завершает этот ряд 20 января. Что касается Крещенского сочельника. Каждый он год он наступает, и каждый год задается один и тот же вопрос. Почему великое освящении воды совершается дважды, в Крещенский сочельник и непосредственно в сам праздник Крещения. И сколько бы не объясняли, все равно каждый год люди спрашивают, одна ли это и та же вода? И почему тогда нужно разносить это великое водоосвящение?

Протоиерей Федор Бородин:

— Мы в очередной раз ответим, что это одна и та же вода, абсолютно одинаковая. Называется она агиасма, это великая святыня, вода, которая давалась как самая главная святыня тем, кто был отлучен в древней церкви от причастия по каким-либо грехам тяжким.

Марина Борисова:

— Даже не в древней церкви, еще в восьмидесятые года, когда далеко не всегда, когда хотел, ты мог причаститься, нам советовали дома хранить кусочек артоса и крещенскую воду. Если ты в болезни, и никак не можешь причаститься, ты можешь съесть кусочек артоса и запить крещенской водой с молитвой, и это тебе возместит недостаток причащения.

Протоиерей Федор Бородин:

— Мне кажется, что важней напомнить, что святыня действует не механически, ни одна святыня так не действует. А действует по вере человека. Человек получает исцеление всего естества, в том числе и плотского естества своего, через вкушение и омовение святой водой. Отсюда желание окунуться в этот день в прорубь, в воду, не обязательно в прорубь, «освятить всего себя человека». Есть много людей, для которых купание в проруби составляет весь праздник. Конечно, это ущербное восприятие этого праздника. В этот день надо исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христовых. Надо соединяться со Христом. Если останутся силы, можно ехать куда-то и окунаться.

Марина Борисова:

— Мне кажется есть еще один смысловой нюанс, о котором мы вспоминаем не часто. Дело в том, что когда-то в древности Богоявление и Рождество были одним праздником и было понятно, что они об одном и том же, о Богоявлении. Но так случилось исторически, что Рождество стало отдельным праздником, и как этому не пытались противостоять и священство, и какие-то проповедники, по факту получилось так, что ощущение Боговоплощения, Богоявления эмоционально, традиционно сместилось в сторону Рождества. А в Богоявлении получилось так, что с водой младенца выплеснули, осталась одна вода. То есть если бы не Великое освящение воды, суть этого праздника ускользала бы от большинства. Собственно, и сейчас уже вы об этом упомянули, для многих обряд омовения в воде в этот день и составляет весь смысл праздника, хотя смысл совсем другой — смысл в Богоявлении. Что нам нужно сделать с собой, чтобы внутренне вернуться к этому изначальному наполнению смысловому.

Протоиерей Федор Бородин:

— Я думаю, что нам не надо осуждать тех людей, для которых омовение это все, что есть в этом празднике, как путь постижения глубины этого праздника. Это нормально как начало роста, врастания в этот день. Нам, наверное, полезно в этот день вспоминать о своем крещении, потому что чин освящения агиасмы, многие слова, например, мирная ектенья или молитвы, почти один в один повторяют те слова, которые говорятся священником во время совершения таинства крещения. И то есть они совершались над нами. Надо сказать, что в практике нашего прихода подготовительные беседы, которые называются открытие веры, несколько раз завершались крещением одного из слушателей или слушательниц. И люди, давно крещенные, в детстве, которые приходили на совершение таинства крещения, слушали его с удивлением, восторгом в глазах. Потому что о том, что такое лично мое христианство, очень много говорится в таинстве крещения. Поэтому в этот день полезно вспомнить, что на мне эта благодать, мне дарованы слова вечной жизни, я вместе со Христом обретаю вечную жизнь, выходя из этой воды. Тогда он наполнится таким отдельным смыслом, и мы, может быть, даже себя проверим. Вот я принял крещение, вот я получил эту ризу. Эту чистую ризу я должен показать на Суде Божием, я в ней буду стоять на Суде. А так ли она чиста, может быть, она рваная, давно уже вся перепачкана.

Марина Борисова:

— Особенно хотелось бы напомнить нашим радиослушателям, что все-таки богослужение Крещенского сочельника и самого Богоявления отличается от привычного нам строя богослужения накануне праздника или накануне воскресного дня. Сам чин великого освящения, который приходится на Крещенский сочельник, на навечерие Богоявления, особенный. Он происходит днем в сочельник и многие об этом даже не знают. То есть приходят за водой, но не знают, когда и как ее освятили.

Протоиерей Федор Бородин:

— Все-таки последнее время все больше людей это узнает. Сейчас очень доступны стали все эти материалы, и кто хочет, тот узнает. Но мне кажется, что важно очень понять, почему сочельник это день строго поста, особенно на фоне предыдущих святочных дней, когда никаких ограничений в пище не было. Сочельник как пост напоминает о великом труде аскетическом Иоанна Предтечи и о сорока днях поста Господа Иисуса Христа. Когда мы о сорока днях поста Господа и искушении Господа дьяволом читаем, часто забываем слова, которые предшествуют этому: «И тотчас Дух повел Его в пустыню». Это очень важно. Это промысл Божий. И этот пост, как преодоление себя, очень нужен. Иоанн Предтеча это же не просто человек, который привел людей к покаянию. Это человек, который удивительным образом прочитал для нас с вами весь Ветхий Завет. Давайте вспомним великую картину Иванова «Явление Христа народу», которая в Третьяковке висит, которую он тридцать лет писал. Иоанн Предтеча указывает на Христа и произносит слова: «Вот агнец Божий, вземлющий грехи мира». Удивительно, он фактически цитирует 53-ю главу пророка Исайи, но говорит он о чем? О том, что все жертвы, которые приносились до этого времени, все агнцы, которые заколались в Иерусалимском храме или где-то еще, говорили о том, что безвинный несет на себе последствия греха виновного человека. И они должны были возвести человека к жертве Христовой. И вот этот Человек, с большой буквы, вот он пришел, это тот, о ком свидетельствовали все тысячи и сотни тысяч ветхозаветных жертв. Он берет на Себя грехи всего мира. Как прозреть такое в человеке, который вот за этой своей человечностью прятал Божество, которое просияло для апостолов только на Фаворе. А Иоанну Предтече оно было открыто. Почему? Потому что человеку, который аскетичен, Бог открывается значительно чаще и глубже. Это очень важно.

Марина Борисова:

— А как объяснить, что в одном Евангелии говорится о том, что глас Божий: «Ты Сын Мой возлюбленный». То есть это откровение Иисусу Христу во время Крещения в Иордане. А в другом Евангелии говорится, что это откровение было окружающим: «Се Сын Мой возлюбленный». Как это совместить? Это ошибка евангелистов, или в чем тут смысл?

Протоиерей Федор Бородин:

— Я ни разу не слышал голос Божий, и для меня это загадка. Когда в Библии я читаю: «И сказал Бог Аврааму», — я не знаю, как это происходит. И сколько там смыслов и оттенков и как каждый это слышит, мы тоже этого не знаем. Бог же совершенно инаков, и как Он говорит... Человеку становится страшно, когда Бог говорит. Он запоминает то, что он услышал. Может быть, слова: «Ты Сын Мой возлюбленный» и слышали все вокруг, и так это запомнили, как это их поразило. Я не вижу в этом противоречия.

Марина Борисова:

— В эфире радио «Вера», программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. И как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. На наступающей неделе церковь вспоминает двух, мне кажется, очень знаковых для истории именно Русской Православной Церкви святых — священномученика Исидора Юрьевского, память его 21 января, и святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского, память его 22 января. Что касается священномученика Исидора Юрьевского, за 20-й век и начало 21-го века немножечко его значимость стала ускользать от нашего внимания, что мне кажется, совершенно не верно. Потому что такой серьезный авторитет для большинства православных христиан, как святой праведный Иоанн Кронштадтский особенно покровительствовал братству имени священномученика Исидора Юрьевского, благословил строительство храма в честь этого святого в Санкт-Петербурге. Само событие этого дня удивительно тем, что в день Крещения Господня, когда православные верующие города Юрьева, который тогда назывался Дерпт, вышли на реку для великого освящения воды, христиане, принадлежавшие к Левонскому ордену, сочли за благое дело в этой реке своих единоверцев православных утопить во славу Божию, как им казалось. Это поразительное событие. В истории Церкви много было трагических периодов, когда одни христиане убивали других. Но когда в знаковый для всех христиан день Богоявления происходит такое чудовищное злодеяние, да еще пытаются его освятить Божьим именем, это важное какое-то знамение, мне кажется.

Протоиерей Федор Бородин:

— Это напоминает нам о том, что православные христиане западных окраин будущей Российской империи, жители территории Левонского ордена и русские люди православные, которые такими себя считали, были, называли Речи Посполитой, подвергались чудовищным гонениям от католиков, страшным гонениям с немыслимыми притеснениями. И это было в течение столетий. Забывать об этом ни в коем случае нельзя. Потому что, конечно, наследники тех, кто это делал, не помнят. А нам об этом забывать нельзя. Только отсюда можно понять, например, восстание Богдана Хмельницкого, когда православные люди поднимаются и говорят: хватит уже. Хватит закрывать наши храмы, хватит их поганить, хватит не давать нам причащаться, если мы не выработали определенное количество зерна, например. Это первое, что такая страница истории была, и о ней надо говорить и помнить. А второе, что эта смерть Исидора послужила основанием великой русской святыни. Дело в том, что в Таллине в Никольской церкви служил священник Иона, которому точно также было предъявлено категорическое требование под страхом смерти перейти в католичество. И он вместе со своими прихожанами сбежал. Он не был, конечно, трусом, он был подвижником. Но он, может быть, не считал возможным бросить своих прихожан, которые приняли решение убегать. И, конечно, призывать к мученичеству можно только себя. Когда уже, находясь на Псковщине, он узнал о мученической кончине Исидора, своего собрата и сослужителя, близкого по духу человека, он раскаялся в том, что лишился мученического венца. И начал свою подвижническую жизнь и положил в пещере, супруга его жила недалеко, также приняв монашество, в другой. И это есть начало Псково-Печерского монастыря.

Марина Борисова:

— И первой святой в Псковских пещерах стала преподобная Васса, как раз супруга этого священника.

Протоиерей Федор Бородин:

Да. То есть промысл Божий удивителен. Мог ли Иона остаться? Конечно, мог. Если б он был один, наверное, он так бы и сделал, но промыслом Божиим он нужен был для того, чтобы этот подвиг мученичества растянулся на долгие годы. Мы знаем, что монашество так и называется «добровольное мученичество». И положил начало этому дивному источнику, из которого все мы до сих пор пьем. Мне недавно в очередной раз подарили книгу писем святого старца Иоанна (Крестьянкина), я надеюсь, что он будет причислен к лику святых, и я доживу до этого момента. И я в очередной раз читаю эти письма, я пью эту живую воду из того источника, который в этих событиях когда-то родился.

Марина Борисова:

— И особое благословение этого монастыря еще и в том, что несмотря на все суровейшие испытания, в особенности через которые прошло монашество в 20-м веке, он чудесным образом избежал закрытия в любые самые жесткие периоды. Сначала он оказался на территории, не входившей в Советский Союз, а потом, когда он вернулся на территорию Советского Союза, было несколько критических моментов, когда его хотели и могли закрыть, но...

Протоиерей Федор Бородин:

— Особенно в Хрущевское время. Можно прочитать книгу «Несвятые святые» владыки Тихона Псковского.

Марина Борисова:

— Про удивительного настоятеля Алипия.

Протоиерей Федор Бородин:

— Удивительного отца Алипия, который отстаивал монастырь. Человек, обладавший совершенно потрясающим внутренним мужеством, благородством, смелостью, бесстрашием и чувством юмора. Вы знаете, у Савельева, это был такой известнейший реставратор, не так давно почивший, Царство ему Небесное, который очень дружил с Алипием, есть воспоминание о нем. И он рассказывает эпизод, когда очередной председатель горкома стал сначала гнать, а потом подружился, попал под обаяние архимандрита Алипия. Он пришел посоветоваться по каким-то своим семейным делам. Отец Алипий принимал его у себя, потом вывел на балкон и показывает: вот видишь, сколько народу идет со службы, сколько там благочестивых женщин, десятки, может, две-три сотни. А ты не можешь решить такой вопрос, который решают они очень просто в своей вере. Ты подойди, у любой у них спроси, сделай наоборот и будешь прав. И этим совершенно он купил этого человека, тот стал у него окормляться. Простите, я отвлекся. Но Псково-Печерская обитель — это глоток живого воздуха настоящего подвижничества.

Марина Борисова:

— И до сих пор остается. По крайней мере, множество уважаемых нами отцов, которых мы знаем и в медийном пространстве, либо там начинали свой путь, либо там какое-то время пожили в послушании, через эту школу прошло множество замечательных священников Русской Православной Церкви. Вернемся к нашему календарю. Мы вспоминаем святителя Филиппа (Колычева), о котором, казалось бы, знаем почти все. И легендарную часть его жизнеописания, и более научную, и фильмы какие-то можем привести, в которых он встречается в качестве героя. Взять хотя бы классический фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Казалось бы это такая фигура, про которую нечего больше сказать. Вспоминая его, забывается его служение в Соловках, поскольку он многие годы был настоятелем Соловецкой обители. И почитание основателей Соловецкого монастыря начиналось именно святителем Филиппом. Вообще то, что он сделал для Соловков, для прославления этого монастыря и для укрепления там истинно монашеского духа не всегда вспоминается, и не всегда отдается ему в этом плане должное.

Протоиерей Федор Бородин:

— На Соловках это не так, конечно. Там они все хранят, все берегут. Святитель Филипп сочетает в себе столько разных даров и талантов. Но все это засверкало и засияло, потому что это был человек абсолютно смиренный и жаждущий, ищущий смирения. После бегства из Москвы он какое-то время вообще служил пастухом. Представляете, для боярина из царского окружения что это такое? И на Соловки-то он пришел не чтобы там стать игуменом, это Господь его так возвысил. Чтобы быть там простым монахом, всех слушаться, и учиться, и спасаться. И такому человеку Господь доверил, в конце концов, быть предстоятелем Церкви.

Марина Борисова:

— Мало того, быть предстоятелем церкви, но еще и стать поперек дороги такому человеку, которому никто не осмеливался открыто противостоять, как Иоанн Васильевич, которого принято называть Грозным, в самый темный период его жизни. Жизнь у него была долгая и очень разная по своему наполнению, но все, что началось с опричнины, причем даже не с самой идеи опричнины, оставим это за скобками, а с тем, как это все кощунственно осуществлялось. Вся эта пародия на монашеский орден, все эти молитвы после оргий или после убийств — все это перемешано, то, что совершенно невозможно — настолько возмутило святителя Филиппа, что он открыто этому противостоял, зная чем для него все это закончится.

Протоиерей Федор Бородин:

— Ну, да. Этот человек был абсолютно бесстрашный. Потому что он не имел ничего на земле, он ни за что не цеплялся. Есть только несколько человек, которые противостояли Ивану Грозному. Андрей Курбский, который был князь, который был далеко и поэтому ничего не боялся, святитель Филипп и юродивый Николай Псковский, по-моему Салос его прозвище было. Наказать человека, который ни на что на земле не опирается, никак нельзя. Поэтому для него правда Божия важнее всего. А то, что Иван Грозный просто за гранью кощунства допускал себе те вещи, которые вы перечислили, и как-то это совмещал в своей голове. Причем, не просто совмещал, а считал свое служение в некотором роде мессианским, что он, как помазанник Божий, исполняет Его волю и именно поэтому он проливает столько крови, что это воля Божия ему дана. Почитайте его ответы к тому же Курбскому, он же абсолютно уверен в своей правоте. Человек, который разорил страну. И конечно, святитель никак не мог это терпеть.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня как всегда по субботам в эфире радио «Вера», программа «Седмица». В студии Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Наступающая неделя завершается, как и по логике следует, субботой по Богоявлении 22 января. И здесь, я думаю, как и перед воскресным днем уместно искать смысла данного дня в церковном календаре, опираясь на тот отрывок из Евангелия, который прозвучит в субботний день за Божественной литургией. Это отрывок из Евангелия от Матфея, из 4-й главы, стихи с 1-го по 11-й. Рассказывается в этом отрывке об искушении Иисуса после Его Крещения в Иордане. Как мы знаем, дьявол тут же увлек Его в пустыню, и было три знакомых нам и по Евангелию, и по классической художественной русской литературе, в частности по Достоевскому, три искушения Спасителя. О чем нам напоминает Церковь в этот день?

Протоиерей Федор Бородин:

— Во-первых, что человек каждый проходит определенные испытания, иногда очень тяжелые, и в этом промысл Божий. «И тотчас веден был духом в пустыню». Дух Святый ведет Христа на эти искушения. Значит, когда искушения или испытания случаются в нашей жизни, мы тоже можем в них видеть руку Божию, как в книге Второзаконие такие слова есть удивительные: «И знай в сердце твоем, что Господь Бог твой учит тебя, как человек учит сына своего». А способ обучения — это обстоятельства твоей жизни. Я бы еще привел параллельные слова из пророка Исайи: «Я Господь Бог твой веду тебя за правую руку твою, не бойся». Это удивительный образ. Когда ты ведешь ребенка, тебе удобнее взять его своей правой рукой за его левую, а ребенку так неудобно. И вот Господь берет такой образ. Он ведет тебя так, как для тебя нужно, ты протянул правую руку, и Он согласен на это, удивительно совершенно. Эти искушения, прежде всего, конечно, искушения хлебом как образом насыщенности жизни, точнее, исполнения даже ее необходимым. Хлеб — это же не хлеб с маслом и сыром, это просто символ необходимой еды, когда Господь учит нас молиться «хлеб нас насущный даждь нам днесь», Он просит нас молиться о еде на этот день, не думать о завтрашнем — доверие Богу. Христос испытывается именно этим. Причем, мы знаем, что Христос многократно умножал хлебы и Он мог это сделать. Но ни разу за всю свою евангельскую проповедь, кроме одного, Господь не употребил Свою Божественную силу на чудо ради Себя. Только однажды в Назарете, как сказано, Он прошел между теми, кто хотел скинуть Его со скалы, потому что еще не пришел час Его. И самым страшным искушением, с которым сатана подступит через три года ко Христу, будет искушение ответить ненавистью на ненависть и защитить Себя с помощью легионов ангелов от тех, кто будет Его распинать. Прогневаться на них и осудить их. Это искушение начинается здесь. Господь отвечает цитатой из Священного Писания: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким глаголом, исходящим из уст Божиих», потому что вечная жизнь оттуда, она не от хлеба.

Марина Борисова:

— Дальше Его поставляют на крылья храма и искушают, не спрыгнет ли Он с этой крыши, зная, что в пророчестве с Ним ничего не должно случиться, потому что ангелы Его на своих руках...

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, сатана цитирует Священное Писание. Как говорят святые отцы, это лучший знаток Священного Писания, он знает его все наизусть, со всеми толкованиями и нюансами, для того чтобы спорить с человеком. Поэтому отвечать на все надо из Священного Писания, но храня дух Христов, который пребывает в полноте Церкви. Христос отвечает цитатой из Второзакония: «Не искушайте Господа Бога вашего, как вы искушали Его в массе, искушали Господа, говоря, есть ли Господь среди нас или нет?» Это во время бедствий недоверие тому, что Бог здесь, и все, что со мной происходит, имеет смысл. И желание это проверить таким страшным образом. Я думаю, что к нам это относится, может быть, не на прямую, но косвенно, когда мы безумно рискуем, бесцельно рискуем. Экстремальный вид спорта, гонки какие-нибудь, прыжки какие-нибудь, которые не имеют смысла, это не война, это не подвиг ради других людей. Это для того, чтобы получить повышенную дозу адреналина. Мне кажется, это прямое нарушение того, чему Христос учит нас через Это. Но еще конечно, это о том, что нельзя отчаиваться, если помощь не приходит. Помните как в Евангелии сказано: «Бог ли не избавит своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит избавить». Господь иногда медлит, потому что не рождается искусство духовной жизни без терпения. Апостол Павел говорит: терпение рождает искусство. Очень многое должно совершиться в моей душе через терпение, и в душе каждого христианина. Поэтому видимо, отсутствие Господа, когда нам так и хочется сказать: «Господи, где Ты в этой ситуации, почему Тебя нет рядом, почему вот это совершается, почему здесь Ты мне не помогаешь, я прошу», — надо смирять себя перед Богом и ждать, Господь будет тогда, когда нужно.

Марина Борисова:

— Ну и помимо этого, последнее искушение: «Берет Его дьявол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их и говорит Ему, все это дам Тебе, если пав поклонишься мне». Для меня всегда были парадоксальны эти слова, поскольку дьяволу ли не знать, с кем он имеет дело. Но каким образом Сын Божий может поклониться дьяволу? Абсурд.

Протоиерей Федор Бородин:

— Не знает дьявол, нет. Святые отцы совершенно по-другому говорят. Они говорят, дьявол видит величайшего пророка, а Сына Божия он в нем не распознает, иначе он бы действительно Его так не искушал. Более того, у очень многих святых древних, например, у святителя Григория Нисского, многократно встречается мысль о Всехитрице Бога, который обманывает дьявола. Всехитрец, хитрость не имела тогда отрицательной коннотации. Это как дьявол обманщик, и в этом эпизоде лучше всего видно, потому что не ему принадлежат все царства. Он пытается этим управлять через грех человеческий, все равно все в руке и в промысле Божием. Дьявол всегда, когда искушает лжет, он всегда лжет, он отец лжи и никогда не говорит правду, он убийца через это, хочет убит человека. А еще в том, что он не понимает, кто перед ним. Помните, как в огласительном слове Иоанна Златоуста: «Вкусил Тела и приразился Божеству». Через это он повержен. Поэтому здесь он еще не понимает, кто перед ним. И даже на Кресте он, наверное, еще до конца не понимает. Это размышления святых отцов над такой тайной, надо просто их читать об этом.

Марина Борисова:

— Если вернуться немножко к той мысли, которую вы чуть раньше высказали, по поводу искушений, которые нам не понятны. В Библии вообще это частая тема. Иудеям было очень плохо при владычестве ассирийцев, и они молились о том, чтобы Господь их избавил от этого угнетения. И Господь их избавил, но каким-то для них загадочным образом, потому что на смену ассирийцам пришли халдеи и вавилоняне, которые мало того что прогнали, разбив ассирийцев, они еще и евреев увели в вавилонский плен. Возмездие совершилось над одними злодеями руками других злодеев, чтобы что-то еще исполнил народ избранный. То есть Божия справедливость и смысл тех испытаний, которые нам посылаются, иногда далеко не сразу становятся нам понятны и очевидны. Тут, может быть, просто нужно больше доверять.

Протоиерей Федор Бородин:

— Удивительно об этом в псалме, в начале шестопсалмия, говорит пророк Давид, что умножились люди, говорящие о мне «нет спасения ему в бозе его». Что эти люди, эти искушения, эти мысли о том, что тебе нет спасения в Боге — это испытания, через которые проходит человек, и иногда эти испытания до предела человеческих сил. Это сохранилось, например, в житии преподобного Антония Великого, когда бесы ему являлись открыто — то что в святоотеческой литературе называется страхованием — избивали его. То, что было с Сергием Радонежским, преподобным Серафимом Саровским, многими другими. И когда Антоний пал в изнеможении и явился ему Христос, он спрашивает: где Ты был, я Тебя так звал, мне было нестерпимо тяжело. Христос ему говорит: Я всегда был рядом, когда уже нашел предел на тебя, тогда Я и появился. Потому что испытания делают из души праведника драгоценность, как из алмаза бриллиант, оттачивают его. Апостол уподобляет обжигу золота и серебра испытания, которым Бог подвергает человека. Причем, не в наказание за грехи. Вот эти испытания, которые больше силы человека, святые отцы говорят, что это часто для окружающих. Например, испытания Иова. Он в рамках того, как он жил правильно совершенно видит, что он не виноват настолько, чтоб так его наказывать. Но это для тех, кто вокруг него, в том числе нас, читающих эту книгу. Для меня самый главный смысл рождественского периода и вообще Рождества Христова, обретается в следующем. Мы грешны, мы все время расхлебываем последствия своих ошибок, но мы все равно любимы Богом, и нет никакой причины Его воплощения, ни одной, кроме Его любви к нам. Мы вспоминаем слова апостола: «Бог свою любовь к нам доказывает тем, что умер за нас». Что Христос умер за нас, пока мы были еще грешниками, радость рождественская от этого.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». С вами были Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Слушайте нас каждую субботу. До свидания.

Протоиерей Федор Бородин:

— До свидания.

tolpekina

Последние записи

Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская

«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди…

28.03.2024

28 марта. О почитании родителей

В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей». О почитании…

28.03.2024

28 марта. О борьбе с ленью

В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт,…

28.03.2024

28 марта. О духовной пользе поста

Сегодня 28 марта. Великий пост. О духовной пользе поста, — Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

28.03.2024

Драгоценные оклады Владимирской иконы Божией Матери

В 1155 году благоверный князь Андрей Боголюбский перенёс из Киева во Владимир древнюю икону Божией Матери, написанную, по преданию,…

28.03.2024

Вифлеемская икона Божией Матери

Главная площадь в Вифлееме называется «Ясельная». Такое трогательное имя ей дали в честь яслей Младенца Христа — кормушки для скота,…

28.03.2024

This website uses cookies.