Здравствуйте, сегодня великий праздник Православной Церкви – Успение Божией Матери. С вами протоиерей Павел Великанов.
Иностранец, посещающий Россию и её главные святыни, невольно задаётся вопросом: а почему здесь так много храмов, посвящённых именно Успению Божией Матери? Ведь главные и самые величественные храмы государства почему-то были построены именно в честь этого праздника? В Московском Кремле, Троице-Сергиевой лавре, Псково-печерском монастыре – да и не перечислить всех монастырей, храмов, церквей и соборов на Руси, посвящённых Успению!
Ответ вполне очевиден. И дело здесь не только в сильной любви русского народа к Пречистой Деве, Которая всегда была по-особому близка и дорога нашему человеку. Её Успение – это живое свидетельство того, что смерти на самом деле больше уже нет, смерти как страшного и неизбежного финала жизни, за которым – пустота и небытие, или же мрачный и безнадёжный ад. Именно поэтому Церковь день завершения земной жизни Богородицы именует не смертью, а успением: теперь это не более чем переход из временного состояния – в вечное, уже не подверженное действию перемен, болезней и скорбей: ведь именно Пречистая стала первым человеком, во всей полноте воспринявшей спасительные плоды Христова Воскресения! Не только Её душа, но и само пречистое Тело Богородицы вознеслось на небеса и теперь находится рядом со Христом – Сыном Её – в Царстве Божием.
Какие удивительные, радостотворные песнопения мы слышим в храмах сегодня! Пречистая Дева не умирает, но уходит к Своему Божественному Сыну – и теперь у нас есть самая главная Ходатаица и Заступница усердная, Которая Своей любовью покрывает наше непотребство, Которая Своей материнской рукой удерживает грозную десницу Сына Своего от давно положенного нам наказания, Которая Своим незримым присутствием вдохновляет каждого христианина быть верным в любви, вере и самоотречении. И всё это – вовсе не плод какого-то философствования: здесь перед нами во всей красе предстаёт религиозная практика, сама живая жизнь христианина, когда именно молитвы Пречистой оказываются услышаны в первую очередь, когда Её предстательство и помощь становятся настолько очевидными, что игнорировать Её близость к верующим уже просто невозможно.
Успение – главный праздник Божией Матери, славный итог Её непорочной жизни. Невозможно не восхищаться Её безграничной преданностью Богу, бездне Её кротости и смирения, силе Её веры, мужеству Её сердца. То, что перенесла Она – жестокую насильственную смерть Своего Возлюбленного Сына – несоизмеримо ни с какой даже самой страшной трагедией человеческой жизни. Но Она не сломалась, не поддалась отчаянию, Её любовь и верность Богу были поистине безграничны – и поэтому кому, как не Ей, знать, что такое боль и скорбь, нужда и потеря близких! К Ней и обращаются каждый день наши мольбы, от Неё мы и ожидаем поддержки и помощи – ведь отныне мы уже не сироты, у нас есть Мать – для Которой мы всегда останемся любимыми и малыми детьми, в каком бы возрасте мы ни находились!
Пресвятая Богородице, спасай, заступай нас, грешных, и никогда не разлучайся от нас – молим Тебя, Пречистая!
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.