Говорят, за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь: лучше посвятить себя какому-нибудь одному занятию, чем вечно мучиться проблемой выбора, а в результате - так ничего полезного толком и не сделать. Но даже из этого железного, проверенного жизнью правила, оказывается, бывают исключения! Мария Клавдиевна Тенишева – незаурядная, разносторонняя женщина, во многом опередившая свою эпоху – доказала, что можно быть многим, и при этом не только не растерять индивидуальность, но и оставить о себе добрую память на века.
Вкус к прекрасному Мария ощутила еще в детстве. Нянек она видела куда чаще, чем свою родную мать, и часто ощущала себя одинокой. Пока не обрела друзей – прекрасных, добрых, удивительных, - хотя и молчаливых. Это были… картины! По вечерам, когда всё в доме затихало, Маша снимала туфли, и на цыпочках, пробиралась в гостиную. Там она подолгу любовалась полотнами, а потом бежала в свою комнату, хватала кисти, краски, и пыталась запечатлеть на бумаге нахлынувшие чувства.
Любила девочка и чтение. Ее увлекали не только стихи и романы, но и сложные философские труды. Своей любимой книгой она называла «О подражании Христу» Фомы Кемпийского. В шестнадцать лет к этому прибавился еще и незаурядный талант певицы. Голосом Марии восхищались знатоки оперы, самые известные театры открывали перед ней свои двери… Мария провела несколько лет во Франции, выступая в известной парижской оперной студии МаркезИ. Она брала уроки живописи, изучала историю искусств, посещала выставки. И все-таки не могла отделаться от ощущения, что упускает что-то очень важное, и это важное ждет ее в России.
Когда Мария вернулась, давняя подруга пригласила её отдохнуть и привести в порядок мысли и чувства в свое имение Талашкино.
Здесь Мария впервые увидела вблизи жизнь крестьян. Всё в ней всколыхнулось от жалости и сострадания к этим неграмотным, измученным тяжелым трудом людям. Мария решает на собственные, тогда еще совсем небольшие средства, открыть в селе школу для крестьян.
Именно тогда Мария познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым - строителем железных дорог, владельцем крупного капитала. Тенишев был покорен незаурядной личностью молодой женщины, и вскоре сделал ей предложение.
Став благодаря своему браку богатой женщиной, Мария первым делом вкладывает средства в свою школу в Талашкино. Не остается она равнодушной и к жизни рабочих на фабриках и заводах мужа. Мария организует для них бесплатные столовые, школы, и даже ремесленные училища. В Бежицке, где у Тенишевых находился крупный рельсопрокатный завод, Мария открыла театр, чтобы рабочие могли проводить досуг не за рюмкой водки, а приобщаясь к искусству.
Начав увлекаться русской стариной, Мария Клавдиевна организовала несколько археологических экспедиций, и собрала уникальную коллекцию декоративно-прикладного искусства, которую полностью и безвозмездно передала Русскому археологическому обществу.
Не забывала Мария и Талашкино. Она выкупила имение у подруги, и создала в нём идеальное хозяйство. Талашкинские крестьяне освоили сельскохозяйственную технику, которую Мария Клавдиевна специально закупала для них за границей.
Двери её имения тоже были широко открыты для людей искусства. Она открыла в Талашкине бесплатные художественные мастерские. Мария безошибочно угадала талант Врубеля, Бакста, Поленова и других, тогда еще непризнанных, а ныне всемирно известных художников. На свои средства она организовывала для них выставки в лучших галереях Петербурга. Она стала издателем и учредителем знаменитого журнала «Мир искусства».
Многие называли её сумасбродкой, не понимали, порой осуждали или смеялись. А она продолжала идти выбранным путем, стремительно опережая свою эпоху. «Мой труд -не для современников, а для будущих поколений, - говорила она. Нужно отбросить обиды и вообще, всякую личную точку зрения, и лишь трудиться на пользу потомкам и Родине...»
Сто пятьдесят лет, прошедшие с того времени, когда Мария Тенишева жила и трудилась на благо людей, полностью подтвердили правоту ее слов.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.