Женщины царской семьи Романовых редко ограничивались одними только хозяйственными занятиями. Вдова Павла Первого – императрица Мария Фёдоровна активно занималась общественной работой и видела в ней исполнение своего гражданского долга.
Отличный организатор, она сумела создать самую крупную в империи сеть благотворительных организаций. Её назвали «Учреждения императрицы Марии». Ведомство оказывало бесплатную помощь детям, старикам, вдовам и инвалидам. Мария Фёдоровна сумела увлечь этим благим делом многих влиятельных людей. Сама она отдавала своей работе дни и ночи. «В отношении благотворительности императрицу можно было назвать ненасытною», - вспоминала одна из фрейлин. При дворе Марию Фёдоровну звали матерью всех несчастных и неимущих. Она умела утешить плачущих, помогала всем нуждающимся. Придворные сначала объясняли неутомимую деятельность императрицы её желанием славы, но вскоре поняли, что в благотворительности смысл жизни государыни. День, когда ей не удавалось сделать хотя бы одно доброе дело, Мария Фёдоровна считала прожитым зря.
Она взяла под своё крыло два института для благородных девиц. Потом стала опекать училище для сирот и родильный дом. Вскоре к ним прибавились больницы для бедных и приюты. Детям, оставшимся без родителей, Мария Фёдоровна уделяла особое внимание. Она сама была заботливой матерью и жалела сирот всем сердцем. А потому воспитательные дома для таких детей при императрице Марии стали благоустраиваться. Содержались они на личные средства государыни. Её чрезвычайно расстраивала переполненность учреждений для сирот. И Мария Фёдоровна придумала способ разгрузить их. Часть воспитанников она стала отдавать в деревни благонадёжным крестьянским семьям за хорошую плату. А узнав, что многих младенцев матери приносят в воспитательные дома, потому что не в силах их прокормить, императрица выделила для содержания таких детей по 120 рублей в год. И семьи могли не расставаться со своими малышами.
Государыня не ограничивалась одними идеями и указами. Она лично ездила инспектировать свои учебные заведения. Причем, появлялась, когда её никто не ждал. Обходила комнаты воспитанников, обедала с ними, присутствовала на уроках и экзаменах. Для детей эти приезды были настоящим праздником. А однажды императрица, можно сказать, спасла восьмилетнего ребёнка. Девочка-сирота опасно заболела. Врачи уже не брались её лечить. Государыня приехала и села у постели больной. Девочка, которая уже не могла говорить, услышав знакомый голос, открыла глаза. А Мария Фёдоровна, взглянув на неё, сказала: «Я убеждена, что этот ребенок выздоровеет, ещё так много жизни в его глазах». И действительно, девочка скоро поправилась.
Мария Фёдоровна постоянно увеличивала круг своих обязанностей. Она открыла одну из старейших и известных клиник Петербурга – Мариинскую больницу для бедных. Навещала пациентов, обеспечивала их деньгами. Помогала и вдовам, которым после смерти мужей было не на что жить. Для этих женщин Мария Фёдоровна строила так называемые Вдовьи дома. На пятьдесят процентов все эти заведения финансировала сама государыня. Остальные суммы поступали от частных лиц, которые вдохновившись кипучей энергией Марии Фёдоровны, жертвовали средства на дело помощи ближним.
К началу 19 века в благотворительных учреждениях императрицы училось 10 тысяч девушек, а в больницах бесплатно лечилось 20 тысяч человек. Больше сорока заведений входило в «Учреждения императрицы Марии». А государыня всё продолжала работать. Её современники говорили, что за свою жизнь Мария Фёдоровна сделала больше, чем все европейские монархи вместе взятые. Но скромная императрица не похвалялась своими делами. И о многом стало известно только после её ухода. В своём завещании Мария Фёдоровна благодарила всех, кто ей помогал и писала о своём жизненном кредо: «мы должны исполнять наши обязанности, соединяя все наши старания к сохранению детей, к возбуждению чувств материнских, к подаянию помощи и вдове, и сироте. Только тогда мы будем оказывать истинную любовь к ближнему».
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница